Зал празднично украшен. На заднике сцены изображение весеннего пейзажа, на сцене стоит чум. Звучит фонограмма «голоса птиц». Выходят двое ведущих в национальных костюмах. Музыка микшируется.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята!
Ведущий 2: Сома челы! Сома иян, сома нетян!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас в гостях фольклорная группа «Кэнтыя» («Зоренька»).
Ведущий 2: Вашему вниманию будут представлены игры и конкурсы. Просим вас быть активными участниками нашей программ. Итак, внимание!
Ведущий 1: В добрый путь на «Планету детства». Мы отправляемся на встречу двух времен года. А каких? Чтобы ответить на этот простой вопрос, вам нужно будет отгадать загадку. Если вы отгадаете правильно, ток вам в гости придёт хозяйка этого времени года. Слушайте внимательно:
Весна: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы так быстро отгадали загадку. Весной, когда долгий полярный день над тайгой и тундрой, легко и вольно сидеть у чума и слушать. Далеко и близко птицы кричат, говорят по-своему. Земля дышит, напоенная снеговой водой, гонит под солнце лишайник, багульник, разнотравье земли таёжной. Это иду я, Весна, в мягких зеленых кисах.
(Весна по кругу обходит сцену.)
Я думаю, что мы с вами сегодня собрались здесь веселиться, играть, петь и танцевать. Давайте вспомним задорную, весёлую игру «Следы-следочки».
(Содержание игры: В каждой команде по 3 человека. Первые игроки в каждой команде должны пробежать по «следам», вырезанным из плотного картона, до поворотных стоек, добраться обратно и передать эстафету следующему игроку.)
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Итак, наша программа продолжается и вашему вниманию предлагается ещё одна загадка. Слушайте внимательно!
Какое время года в дверь войдёт,
А в трубу вылетит? (Дети отвечают: Выходит лето)
Лето: Здравствуйте, ребята! Весна, ты, наверное, заждалась – долго меня не было. Я смотрю, ты расстроилась, сестрёнка! Посмотри вокруг, сколько доброго ты принесла на землю! Я знаю, тебе было нелегко, ведь Зима нет-нет, да давала о себе знать. Но ничего, остальное – моя забота.
Весна: Подожди, братец Лето! Я хочу еще провести с ребятами викторину, узнать, что они знают обо мне – Весне. У меня в руках жетоны. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Кто больше всех их наберёт, тот и выиграл. Слушайте внимательно.
Викторина:
Какой день (по календарю) считается началом весны? (21 марта.)
Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный.)
Кто появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? (Сначала насекомые, потом летучие мыши, которые ими питаются.)
Какие цветы первыми расцветают весной? (Подснежники.)
Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)
Когда печь не топится, дрова не колются, а тепло заводится? (Весной тепло от солнца.)
Матушкой-зимой в белом саване, а матушкой-весной – в цветном платьице? (Это земля зимой и летом.)
Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце.)
Ведущий 2: Ребята, я смотрю, что вы немного устали. Предлагаю новую игру на смекалку, находчивость и мастерство. Мне нужны два участника. Для начала вы должны отгадать загадку, тема – цветы. Внимание! Вы должны не просто отгадать, но и сделать из подручных средств, лежащих на нашем столе, отгадку. Поэтому наша игра называется «Отгадай и сделай».
Загадки: 1.Жёлтые сестрички – белые реснички. (Ромашка.)
2. У неё цветочки – пушистые комочки.
По весне она цветёт, праздник Пасхи к нам зовёт. (Верба.)
(На столе лежат ножницы, цветная бумага, проволока, природный материал. Отгадав, участники делают отгадку.)
Весна: Ребята! Пока наши участники работают, мы с вами возвратимся к нашим жетонам. Конкурс «Загадки-проказки о весне».
Загадки:
Что вверх корнем растет? (Сосулька.)
На улице рубашка, в избе – рукава. (Луч солнца.)
Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)
Щука хвостом махнула – лес погнула. (Ветер.)
После летнего дождя в ней себя увидел я. (Лужа.)
Не зверь, не птица. Под снегом таится.
Весна придет – побежит, завоет. (Ручей.)
Ведущий 1: Я смотрю, наши участники уже готовы продемонстрировать нам свои работы. (Награждение победителя игры «Отгадай и сделай».)
Лето: Молодцы, ребята! Показали вы нам и свою эрудицию, и смекалку, и мастерство. А теперь я хочу проверить насколько вы быстрые и ловкие. Внимание! Эстафета! (Из желающих создаются 2 – 3 команды. Эстафета проводится любая, на усмотрение организаторов.)
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша программа и наступил волнующий момент – награждение самых активных участников.
(Награждение победителей программы.)
Весна и Лето (вместе): Все загадки отгадали,
Эрудицией блистали.
Быстроту и мастерство
Вы сегодня проявляли
И немножечко устали.
А теперь пора домой.
На этом мы с вами прощаемся. До свидания! До новых встреч!