Просмотр содержимого документа
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №46»
Проект по самообразованию
на тему:
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
второй младшей группы№1
Воспитатель:
Примак Ю.И.
г. Саранск
2021-2022 гг.
Актуальность.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшегодошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации,сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель:
Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Наблюдения.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организация выставок.
• Изготовление подарков.
• Просмотр слайд. фильмов.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала
• Создание поделок.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.
Научатся использовать материал для работы:
- Цветной картон
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)
- Доска.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .
- Формочки.
Этапы работы:
1 ЭТАП подготовительный (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебной – методической литературы
2 ЭТАП — практический.
3 ЭТАП — заключительный.
Перспективный план работы
месяц
направления работы
самообразование
дети
родители
педагоги
09.21г
1. Изучение нормативно-правовой документации.
2. Изучение литературы по теме самообразования.
3. Проведение диагностики детей в группе.
4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)
Беседа
ООД Лепка«Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки)
Беседа с родителями «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка»
Разработка тематических планов
10.21г
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.
Беседа
ООД Лепка «Осенний лес»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома»
Семинар-практикум для педагогов «Мелкая моторика в развитии ребёнка»
11.21г
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.
Наблюдение
ООД Лепка «Поздняя осень: ветка рябины»
Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».
Знакомство с опытом работы других воспитателей
12.21г
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования
Беседа.
ООД Лепка «Деревья: елочка»
Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме
Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»
01.22г
Работа с методической литературой
Повышение знаний, сбор материала
Наблюдение
ООД Лепка «Зимние забавы: снеговик»
Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография»
02.22г
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования
Беседа
ООД Лепка «Правила дорожного движения: светофор»
Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.
Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования
03.22г
Изучение литературы по теме самообразования.
Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием.
Беседа
ООД Лепка «Забота о маме: цветы для мамы»
Сборник консультаций для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке»
04.22г
Работа с методической литературой
Наблюдение
ООД Лепка «Комнатные растения: фиалка, розы»
Оформление информационного стенда для родителей
Открытое НОД для педагогов
05.22г
Повышение знаний, сбор материала
Работа с методической литературой
Беседа
ООД Лепка «Ягоды: кузовок с черникой» (земляникой)
Выставка детского творчества
Список литературы:
1. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
2. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
3. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
4. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
5. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015
6. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004