Просмотр содержимого документа
«"По дорогам русских сказок"»
Прогулка 1 Наблюдение за погодой
Цели: упражнять в определении состояния погоды; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; развивать эстетическое восприятие природных явлений; уточнить и конкретизировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Ход прогулки
– Охарактеризуйте погоду. Сравните погоду со вчерашней. Что изменилось? Делайте выводы. Полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа. Сравните одежду детей. Сделайте вывод: когда было холодней, вчера или сегодня.
Перечислите самые короткие дни, самые короткие ночи. Когда было много снега? Назовите виды осадков.
Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; снежные хлопья стали крупными, значит, жди оттепели; облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь; август собирает, а зима поедает; береги нос в большой мороз; будет зима – будет и лето.
Стихотворения.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
Мороз
А мороз все сильней –
Щеки румяней и горячей,
Мороз-морозец балует,
На окнах узоры рисует,
За всеми гоняется,
Без зубов кусается.
Загадки.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
(Зима.)
Дидактические игры «Будь внимательным», «Зима или осень?».
Подвижная игра «Зайцы и медведи».
Зимняя забава «Найди Снегурочку».
Прогулка 2 Наблюдение за сороками
Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц, называть птиц, прилетающих на участок.
Ход прогулки
– Обратите внимание на нового гостя на кормушке (сорока). Она выбирает косточки и долбит их своим сильным клювом. Обратить внимание, как красива сорока на снегу. Это большая белая птица. Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха. Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые, а голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, словно стрела. Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с место на место, громко стрекочет: громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных жителей об опасности.
Послушайте народную потешку:
Стрекотунья-белобока
Возле горницы моей.
Скачет пестрая сорока
И зовет ко мне гостей.
Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель; птица хохлится – к непогоде; если птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель.
Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.
Стихотворение.
Сорока
Скачет сорока по ельничку,
Бьет хвостом по метельничку.
Холодно сороке без шубки скакать,
Плачет сорока, да негде взять.
Загадки.
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес.
(Сорока.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет?».
Подвижная игра «Охота на зайцев».
Татарская народная игра «Лисичка и курочки».
Прогулка 3 Наблюдение за деревьями
Цели: упражнять в определении деревьев по силуэтам; формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается; закрепить знания о способах приспособления растений к зиме; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходства между собой, отмечать характерные признаки.
Ход прогулки
– Посмотрите на деревья и кустарники. Найдите самое красивое дерево или кустарник, опишите его. Зимой деревья находятся в состоянии покоя – «спят». Рассмотрите крону, ветки деревьев, структуру и цвет коры. Найдите знакомые растения, поздоровайтесь с ними, спросите, как они отдыхают.
Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает – его убивает; не суди о дереве по коре; растение – земли украшение; старые деревья молодые охраняют.
Стихотворение.
Деревья спят
Вот и мороз – забыта осень…
Затих, застыл веселый лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожит их немало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным гром разбудит…
Деревья спят, совсем как люди.
И день за днем растут во сне.
К. Чомов
Загадки.
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет.
(Растение.)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)
Дидактическая игра «Догони свою тень».
Дидактическая игра «Прятки».
Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.
Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
Подвижная игра «Найди, о чем расскажу».
Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Правила: бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры: игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, называет и описывает семена. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!».
Зимняя забава «Найди Снегурочку».
Прогулка 4 Наблюдение за солнцем
Цели: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
Ход прогулки
Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; прибавляется световой день (чем выше солнце, тем день длиннее).
Приметы: утренняя зорька быстро гаснет – на холод; кольцо вокруг солнца – к ненастью; звезды ярко блещут – к морозу; сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками – к снегу.
Поговорки и пословицы: зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет; луна взошла – солнцу отдых; взошло ясно солнышко – прощай светел месяц.
Стихотворения.
Солнце отдыхает
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало – принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон – минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичус
Ночь зимой
Лишь ночь зимняя наступает,
На небе звезды высевает,
Месяц ясный по небу катается,
Снег на дорожках лежит, переливается.
Загадки.
В золотой карете царь,
Ездит так же, как и встарь.
Хоть зима, хоть лето, – ездит на карете.
Любят все того царя: люди, звери, вся земля.
(Солнце.)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому, что мать – луна,
А дочурки … (звезды).
Опыт «Свойства солнечных лучей».
Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.
Ход опыта: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Дидактические игры «Найди ошибку», «Будь внимательным».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»
Прогулка 5 Наблюдение за оттепелью
Цель: уточнить представления о свойствах снега.
Ход прогулки
– Обратите внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла – превратилась в сосульку.) Рассмотрите сосульку. (Твердая, хрупкая, прозрачная.) Отгадайте загадку:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
Сосульки появляются на южной стороне домов. Снег тает, образуется вода, которая потом снова замерзает, но уже превращаясь в лед. Возьмите сосульку в руки, потрогайте. Какая она? (Холодная, гладкая, скользкая, твердая.) Так и хочется ее попробовать на вкус, но этого делать нельзя, так как, во-первых, она грязная (стекала с крыши), во-вторых, холодная, можно застудить горло и заболеть.
Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта: вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.
Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.
Приметы: если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели; начало февраля погожее – весну жди раннюю, пригожую; теплый февраль принесет весну с заморозками.
Поговорки и пословицы: не бойся зимы, бойся отзимка; коли в январе март, бойся в марте января; февральская ростепель ничего не значит; звезды на небе тусклые – жди оттепели.
Стихотворения.
Веселые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем,
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
И. Демьянов
Загадки.
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька.)
Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это с весною
С носа капает вода?
(Сосулька.)
Дидактические игры «Выдели слово», «Кто кем будет?».
Зимняя забава «Берегись, заморожу».
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Прогулка 6 Наблюдение за ветром
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор.
Ход прогулки
– В ветреную погоду понаблюдайте за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Определите силу ветра. (При слабом ветре раскачиваются только тоненькие веточки, при более сильном – ветки потолще, при сильном – самые толстые ветки.) Посмотрите, как ветер срывает последние оставшиеся на ветках листья. Откуда дует ветер? Определите его силу по качающимся веткам деревьев.
Проведение эксперимента по определению направления ветра с помощью вертушек.
Приметы: холодные северные ветры в феврале – к урожаю; безоблачно, ветер северный – морозы усилятся; дует ветер, а инея нет – быть бурану; если ночью был иней – к ветру.
Поговорки и пословицы: береги нос в большой мороз; будет зима – будет и лето; растет день – растет и зима; в сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.
Стихотворения.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
С. Маршак
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются,
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
Загадки.
Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
И в реке, и в море волны поднимает.
Кто о нем загадку, дети, отгадает?
(Ветер.)
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, людей с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его.
(Ветер.)
Дидактические игры «Доскажи слово», «Найди ошибку».
Зимняя забава «Снежки и ветер».
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Прогулка 7 Наблюдение за синицами
Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела; напомнить названия птиц, прилетающих на участок.
Ход прогулки
– Обратите внимание на синичек возле кормушки. У этой маленькой птички оперение яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Особо любит синичка лакомиться салом. Поэтому старшие дети кладут в кормушку кусочки несоленого сала.
Приметы: если синички с утра начинают пищать – ночью бывает мороз; утром кричат синицы – к морозу.
Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.
Стихотворение.
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
А. Барто
Загадки.
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится –
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится… (синица).
Е. Ильин
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
А кого червяк боится?
Угадали? Это… (птица).
Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет?».
Подвижные игры «Птички и кошка», «Ловишки».
Прогулка 8 Наблюдение за метелью
Цели: расширять представления о явлениях неживой природы зимой; подвести к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.
Ход прогулки
– Во время метели понаблюдайте, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Послушайте, как завывает ветер. Это метет метель.
Приметы: зимой вьюги – летом ненастье; дым из трубы стелется по земле – к метели и снегопаду; если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра.
Поговорки и пословицы: метель в лесу идет – холсты стелет, а из лесу идет – перестилает; метель летит, крутит, на весь мир ворчит.
Стихотворение про зиму.
Загадки.
Каруселью ходит ветер,
Белый пух он крутит, вертит,
Воет, ноет, стонет, плачет,
По щелям пух белый прячет…
(Вьюга, метель.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает,
Лепит сугробы из снежного теста,
Передвигает их с места на место?
(Метель.)
Дидактические игры «Выдели слово», «Доскажи слово».
Подвижные игры «Дети и волк», «Найди себе пару».
Прогулка 9 Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на участок
Цели: уточнить названия птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Ход прогулки
– Обратить внимание, что не все птицы садятся на кормушку. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Назовите, откуда вороны ведут свое наблюдение (с забора, дерева, с крыш соседних домов) и почему они себя так ведут (вороны – очень осторожные птицы, и, прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно проведут «разведку», лишь потом спустятся к корму). А как ведут себя воробьи?
Расчистите метелкой пушистый снег, покрывающий кормушку. Насыпьте птицам разнообразное угощение. Понаблюдайте за поведением птиц. Одни уверенно прилетают на кормушку, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи клюют под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за происходящими событиями. Определите знакомых птиц. По следам возле кормушки определите, какие птицы прилетали днем.
Приметы: если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу; вороны и галки садятся головой к югу – к теплу, на север – к холоду; ворона ходит по дороге – к теплу; вороны и галки дружно вьются в воздухе – перед снегом.
Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; у каждой пташки – свои замашки.
Стихотворения.
Снегири
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели.
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Загадка.
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с Севера сюда.
(Снегирь.)
Дидактические игры «Подбери похожие слова», «Так бывает или нет?».
Подвижные игры «Воробушки и кот», «Совушка».
Прогулка 10 Определение погоды по приметам
Цели: воспитывать интерес к народному календарю; учить определять погоду по приметам.
Ход прогулки
– Люди давно научились определять погоду по поведению животных и птиц, по состоянию растений, по природным явлениям. Давайте попытаемся проверить некоторые из них: дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели; птица хохлится – к непогоде; собаки валяются в снегу – к метели; ярко сверкают звезды – к морозу; если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза; днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде. Если месяц в тусклой дымке, будет продолжительное ненастье. Луна ярка – к ведру, бледна, мутна – к дождю, зимой – к снегу; красновата – к ветру, сильно блестят зимою звезды – к морозу; мало звезд на небе – к ненастью; луна светит ночью ярко, или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный морозный день; луна ночью будто покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега; ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.
Приметы: зимой солнце садится в облака – к снегопаду; солнце всходит красное – на метель; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю; чистый закат солнца в морозную погоду свидетельствует о том, что морозы еще продержатся.
Поговорки и пословицы: мороз не велик, да стоять не велит; не страшен мороз, когда тепло укрыт нос; не пугай зима, весна придет; не велик мороз, да краснеет нос.
Стихотворения.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Загадки.
В этот месяц, что ни год,
День и ночь метель метет –
Заметает путь-дорогу,
Вкривь и вкось ее ведет.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня… (зима).
Дидактические игры «Кто больше назовет действий?», «Подскажи словечко».
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Зимняя забава «Найди Снегурочку».
Труд на участке: уборка дорожек от снега и льда.
Прогулка 11 Наблюдение за березой
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать различные виды деревьев; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Ход прогулки
– Обратите внимание на красоту заснеженных деревьев. Найдите березу по ее белому стволу и тонким веточкам, свисающим вниз. Рассмотрите дерево, притроньтесь к коре, погладьте, пожалейте. Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. За красоту береза выбрана символом России. Послушайте стихотворение А. Фета:
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Береза приносит большую пользу человеку, она не только радует глаз своей красотой, дает тень, но и используется человеком для лечения многих заболеваний, из ее коры изготавливают различные красивые изделия.
Приметы: если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; в феврале много инея на деревьях – будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает – его убивает; не суди о дереве по коре; растение – земли украшение; старые деревья молодые охраняют.
Стихотворения.
Береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Загадки.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
(Береза.)
Вы меня узнаете по простой примете:
«Нет дерева белей на свете».
(Береза.)
Дидактическая игра «Прятки».
Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».
Цель: расширять кругозор.
Ход игры: ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на одного из них и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Причем названия не должны повторяться. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Подвижная игра «Улиточка».
Зимняя забава «Снежки и ветер».
Труд на участке: уборка снега.
Прогулка 12 Наблюдение за следами на снегу
Цель: развивать любознательность, наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
Ход прогулки
– Обратите внимание на следы на снегу, узнайте, чьи они, куда ведут. Могут быть следы дворника, они ведут к дворницкой, а рядом – следы от лопаты (следы зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин). Отличите свежий след от оставленного давно. Сравните следы людей на рыхлом снегу и утоптанном. Для этого походите по нетронутом снегу, а затем по утоптанной площадке. Посмотрите, где лучше видны следы от подошв.
Пройдя по территории детского сада, отыщите различные следы на снегу: от машин, привозящих продукты и убирающих мусор, от метлы дворника, детских лопаточек. Поиграем в игру «Кто больше найдет и отгадает следов на снегу».
Приметы: теплый февраль предвещает холодную, с заморозками, весну; туманы в феврале предвещают дождливый год; февраль холодный и сухой – август жаркий; февральская ростепель ничего не значит.
Поговорки и пословицы: снега нет, и следа нет; бежит вьюга по снегу, а следу нету.
Стихотворение.
Ночь прошла. Рассвело. И от солнца блестит
Нет нигде облачка. Разноцветным огнем.
Воздух легок и чист. На безлюдный простор
И замерзла река. Побелевших полей
На дворах и домах Смотрит весело лес
Снег лежит полотном Из-под черных кудрей.
И. Никитин
Загадки.
Белые пчелы на землю сели, Идет, а ног нет,
Пришел огонь, их не стало. Лежит, а постели нет,
(Снег.) Легкий, а крыши ломит. (Снег.)
Дидактические игры «Где что можно делать?», «Подбери похожие слова».
Подвижные игры «Мы веселые ребята».
Зимняя забава «Берегись, заморожу».
Прогулка 13 Наблюдение за деревьями
Цели: уточнить представления о деревьях зимой; развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений.
Ход прогулки
– Посмотрите на деревья с голыми ветками, хорошо заметными на фоне неба и белого снега. Обратите внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие; на ветках нет листьев. (Если удастся найти поломанную ветку, осторожно срезать ее и принести в группу, поставить в теплую воду и понаблюдать, как она оживает: на ней начинают набухать почки, а затем появляются листья.)
Вывод: деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые – и играть около них нельзя, можно поломать ветки, очень хрупкие зимой.
Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; в феврале много инея на деревьях – будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.
Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает – его убивает; не суди о дереве по коре.
Стихотворения.
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
В. Степанов
Деревья
Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево зимой.)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)
Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Кто больше назовет действий?».
– В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравните облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Представьте, на что похожи облака. Каким окажется облако, если его потрогать? В какую же сторону движутся облака? Над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдаем? (Тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется, налево или направо. Туда и дует ветер.) Понаблюдайте не только за направлением, но и за силой ветра.
– Обратите внимание на вечерние облака. Сравните их с дневными. Что изменилось на небе? Полюбуйтесь красотой вечерних облаков, озаренных лучами заходящего солнца. Отметьте количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами «ясно», «облачно», «пасмурно». Пофантазируйте: все вы сидите на разных облаках, свесив ножки. Что же можно увидеть с высоты.
Приметы: облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде; облака идут низко – к снегопаду; облака движутся против ветра – к метели.
Поговорки и пословицы: февраль силен метелью, а март капелью; февраль зиму выдувает, а март ломает; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снега – не быть хлебу.
Стихотворения С. Михалкова «Облака».
Облако за облаком по небу гналось:
За облаком-мишкой – облако-лось.
А ветер гонит, гонит, торопит облака:
То с налета тронет, то шевельнет слегка.
Загадка.
Посмотрел я утром ввысь –
Горы в небо поднялись!
Эти горы не стоят,
А летят, летят, летят… (Облака.)
Дидактические игры «Закончи предложение», «Где что можно делать?».
Подвижные игры «Пузырь», «Кот на крыше».
Прогулка 15 Наблюдение за снегом
Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Ход прогулки
– Обратите внимание на погоду. Стало значительно теплее, снег не скрипит под ногами. Цвет его уже не белый, а серый. Возьмите в руки снег и слепите из него снежки. Какой снег? (Мягкий, рыхлый, хорошо лепится.)
Приметы: если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза; днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; заходящее солнце красное – будет солнечная морозная погода; утренняя зорька быстро гаснет – на холод.
Поговорки и пословицы: зима лето пугает, да все равно тает; зима без снега – не быть хлебу; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле-кормилице – теплый кожух.
Стихотворения.
Февраль
Снег мешками валит с неба, По ночам мороз силен,
С дом стоят сугробы снега. Днем капели слышен звон.
То бураны и метели День прибавился заметно.
На деревню налетели. Ну, так что за месяц это?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Загадки.
Жил я посреди двора, Летит – молчит, лежит – молчит,
Где играла детвора, Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. В шубе летом, а зимой раздеты.
(Снег.) (Деревья.)
Дидактические игры «Какое что бывает?», «Какая, какой, какое?».
Подвижные игры «Повар», «Зайка».
Прогулка 16 Наблюдение за почками на деревьях
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам; развивать наблюдательность и любознательность.
Ход прогулки
– Обратите внимание на растения. Назовите основные части растения, расскажите, для чего они нужны растению. Где же сейчас находятся листочки? Рассмотрите крупные почки тополя и сирени. Почки – это туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» – плотные, темные чешуйки. Чтобы «пальто» не раскрывалось под ветром, вместо пуговиц у него имеется липкая смола. Придет время, смола исчезнет, почки раскроются. Найдите сломанную веточку. Мы поставим ее в группе в воду и будем наблюдать за распусканием почек.
Приметы: в феврале много инея на деревьях – будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.
Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает – его убивает; не суди о дереве по коре; срубили кусты – прощай птицы; кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Стихотворение.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
Загадки.
Эти маленькие бочки Нам в дождь и в зной
Распечатает весна, Поможет друг,
А пока в них спят листочки Зеленый и хороший –
И растут во время сна. Протянет нам десяток рук
(Почки.) И тысячи ладошек.
(Дерево.)
Дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Закончи предложение».
Подвижные игры «Жадный кот», «Охота на зайцев».
Прогулка 17 Наблюдение за льдом на лужах
Цели: продолжать знакомить с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь.
Ход прогулки
– Рассмотрите тонкий лед замерзших луж. Какой лед?
Воспитатель рассказывает о превращении воды в лед и наоборот.
По льду надо очень аккуратно ходить, можно поскользнуться и упасть.
Опыт со льдом.
Цель: ознакомить со свойствами льда.
Ход опыта: разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.
Приметы: если февраль будет погодливый, то предвещает засуху; в феврале много инея на деревьях – будет много меда; длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне; сильные морозы в феврале бывают только ночью.
Поговорки и пословицы: август собирает, а зима поедает; береги нос в большой мороз; мороз и железо рвет и на лету птицу бьет; летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
Стихотворения А. С. Пушкина «Под голубыми небесами…», «Снежок порхает, кружится…».
Загадки.
Угадай, когда и где Чист, ясен, как алмаз,
Ходят люди по воде? Но дорог не бывает,
Неподвижна та вода, От матери рожден
Не стремится никуда, И сам ее рождает.
И не плещет, и не льет, (Лед.)
Потому что это… (лед).
Дидактические игры «Кто больше вспомнит?», «Какое что бывает?».
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Зайка».
Прогулка 18 Наблюдение за сосульками
Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Ход прогулки
– Обратите внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась сосулька? (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла – превратилась в сосульку.) Рассмотрите сосульку. (Твердая, хрупкая, прозрачная.)
Приметы: в феврале много инея на деревьях – будет много меда; длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.
Поговорки и пословицы: февральская ростепель ничего не значит; в феврале зима с весной встречается впервой; февраль воду подпустит, март подберет; февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Стихотворение И. Демьянова «Веселые льдинки».
Загадки.
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька.)
Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это с весною
С носа капает вода?
(Сосулька.)
Дидактические игры «Придумай другое слово», «Что умеют делать звери?».
Подвижные игры «Дети и волк», «Лягушки».
Прогулка 19 Наблюдение за снеговиком
Цели: продолжать знакомить со свойствами снега; развивать наблюдательность и любознательность.
Ход прогулки
– Сегодня на прогулке мы слепим семью снеговиков. Снег хорошо лепится в большие комья. Вспомните, какой снег был во время сильных морозов? (Пушистый и не лепился.) Сейчас потеплело, снег подтаял и хорошо лепится.
К вечеру снеговики оплывают, тают, делаются все меньше, снег стал совсем другой – темный и ноздреватый. Почему? (Весь день светило солнце, и снег стал подтаивать.) Попробуйте сделать снеговиков снова. (Снег в руках превращается в мокрую лужицу.) Таяние снега – это примета наступающей весны, на дорожках появляются лужи.
Приметы: длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне; сильные морозы в феврале бывают только ночью; теплый февраль предвещает холодную, с заморозками, весну; туманы в феврале предвещают дождливый год.
Поговорки и пословицы: в феврале зима с весной встречается впервой; не пугай зима, весна придет.
Стихотворение.
Снежная баба
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодная, большая. Кто я такая?
Загадки.
Что за нелепый человек Жил я посреди двора,
Пробрался в двадцать первый век? Где играет детвора,
Морковка – нос, в руке – метла, Но от солнечных лучей
Боится солнца и тепла. Превратился я в ручей.
(Снеговик.) (Снеговик.)
Дидактические игры «Что это значит?», «О чем я сказала?».
Русская народная игра «Снежная баба».
Зимняя забава «Снежки и ветер».
Труд на участке: расчистка дорожек от луж, посыпание песком.