kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему дети неправильно себя ведут, причины такого поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятия и причины отклоняющегося поведения дтей. Рассмотрим понятия и причины такого поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему дети неправильно себя ведут, причины такого поведения»

9




Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребёнка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей является одной из основных задач в процессе обучения и воспитания детей. Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения определяются индивидуальными особенностями, свойствами ребёнка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью. Такие дети гипервозбудимы, эмоционально неустойчивы, с лёгкостью переходят от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведения являются следствием защитного реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей можно осуществлять частично тогда, когда взрослые (учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления отклонений в поведении детей. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно. Почему так важно быстро реагировать взрослому на все случаи отклоняющегося поведения? Это связано с тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неправильных отношений и отрицательных эмоций, которые углюбляются и развиваются уже сами по себе, хотя первоначальный повод мог быть и незначительным.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, от недостаточно разнообразной деятельности воспитательной среды. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребёнка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения – это гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно особенностями ребёнка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение ( в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенностями семейного воспитания). Остановимся более подробно на каждой разновидности отклоняющегося поведения.

Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребёнка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности. Основные признаки гиперактивного ребёнка – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершённого действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей. Такой ребёнок импульсивен , и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя часто плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребёнок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Учитывая всё выше изложенное можно сделать вывод о слабом развитии у гиперактивных детей самоконтроля и саморегуляции одного из важнейших условий и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Один из вариантов демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобрают его поведения, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается необычный «разговор», в котором ребёнок без слов как бы говорит взрослому: «Я делаю то, что вам не нравится».

Что побуждает ребёнка использовать демонстративное поведение?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребёнок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребёнок плохо ведёт себя и его следует отругать, наказать. При отсутсвии нормальных отношений со взрослыми (совместные чтения, труд, игра, спортивные занятия), ребёнок использует единственную доступную ему форму – демонстративную выходку, за которой немедленно следует наказание. Вот «общение» и состоялось. Но это причина не единственная. Часто в семьях, где много общаются с детьми, встречаются примеры демонстративного поведения. В завком случае кривляние, самоочернение ребёнка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиняться их нормам и не дать им возможность осудить (поскольку осуждение - самоосуждение – уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (в группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребёнка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны взрослых ребёнок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздражительности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием вещей.

Протестное поведение детей негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм – такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребёнка не на сдерживание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типычные проявления детского негативизма – это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчуждённость, обидчивость.

«Пассивный» негативизм выражается молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, совершаемого над ним. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребёнка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятельности.

«Упрямство – такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал…Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан со своим первоначальным решением» (Л.С.Выготский).

причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например, родителей, их противостоянии друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате чего ребёнок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребёнком движет осознанное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, - важная личная черта наряду с другой, противоположной ей, - стремление подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безразлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения», причингяет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещённым, когда ребёнок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребёнок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку – брата не бьет, но мучает кошку.)

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция и т.п.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, тяжкие телесные преступления, как изнасилования и убийства).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопроступков до тяжёлых преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведёт деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции.

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний ещё не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических веществ, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьёзную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям.

Девиантное /отклоняющееся/ поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. К числу наиболее часто используемых приёмов самовыражения, к которым прибегают подростки, можно отнести сленг, стиль, символику, моду, манеру поведения, определённого рода поступки и т.п. При этом девиантные действия выступают в разном качестве:

  • как средство достижения значимой цели;

  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Отклоняющееся поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: анитисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, порча чужого имущества. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

У детей наиболее распространены побеги из дома, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, ложь, вымогательство. В подростковом возрасте характерны уходы из дома, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростка эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах от пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные сложности при их воспитании.

Исследования, проводимые во многих регионах России, показывают, что ярко выраженные девиации в поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах. В почти 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и познали тяготы взрослой жизни. Эти дети регулярно «пополняют» преступный мир.

Аддиктивное поведение - это злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением в социальном функционировании и, как правило, сочетающееся с другими нарушениями поведения. Такое понимание аддиктивного поведения позволяет рассматривать данный феномен в составе девиантного поведения как одно из частных проявлений саморазрушающего поведения. Оно не является заболеванием. Главным в данном случае является применение воспитательных мер.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека.

Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Поэтому выделяют только три основных фактора:

  • биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы)4

  • психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

  • социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом 9семья, школа, другое окружение).

Как справедливо замечает М. И. Буянов, подростковые неврозы не имеют единой этиологии (происхождения), и нужно тщательно разбираться, что именно травмирует подростка: плохая успеваемость, конфликт с преподавателем, напряженные отношения со сверстниками и зависит ли это главным образом от социальной ситуации или же от индивидуальных особенностей подростка. Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в особенности касается акцентуаций характера.

Говоря о подростках с умственной отсталостью олигофренической этиологии, необходимо отметить, что, несмотря на огромную инвариантность отклоняющегося поведения умственно отсталых подростков, клинико-психологическая структура этих нарушений может быть разделена на два психопатологических варианта (К. С. Лебединская):

- Психическая декомпенсация невротического типа;

- Психическая декомпенсация психопатоподобного типа с:

  • преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости;

  • преобладанием аффективной возбудимости;

  • преобладанием патологии влечений.

Психическая декомпенсация невротического типа связана в основном с болезненным переживанием чувства собственной неполноценности. Отмечается (в подростковом и юношеском возрасте) тяжелая психическая ранимость, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание неудач. Значительно снижается продуктивность учебной деятельности. Во время устных ответов, контрольных работ возникают состояния страха, растерянности. После фильмов или рассказов с устрашающим содержанием усиливается боязливость, страх темноты, возникают тяжелые сновидения. Учащиеся данной категории могут остро переживать дефекты внешности: косоглазие, моторную неловкость, энурезы. На индивидуальных занятиях продуктивность учебной деятельности, как правило, значительно выше.

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторой части подростков и юношей аутистических склонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира.

Наряду с этим у подростков и юношей отмечается ряд положительных личностных свойств: доброжелательность, привязанность к родителям, педагогам. Могут охотно выполнять доступную для них работу по дому, по училищу и т.д.

Психическая декомпенсация психопатоподобного типа проявляется в различных вариантах: эмоционально-волевой неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности и патологии влечений. Помимо нарушений дисциплины в учебном заведении (неусидчивости, агрессивности, раздражительности, систематических прогулов) у этой части подростков и юношей может наблюдаться асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество, нарко-токсикомании, сексуальные эксцессы). Для них характерно абсолютное отсутствие интереса к учебным занятиям. Во всем поведении преобладает эмоционально волевая неустойчивость, незрелость. Выраженная инфантильность проявляется в веселом беззаботном настроении со склонностью к суетливости и назойливости, с отсутствием стойких привязанностей при большой общительности. Движущий мотив (основной) -удовольствие. В любом виде они деятельности импульсивны, нетерпеливы, пресыщаемы. Аффективные реакции данной группы подростков и юношей далеко не адекватны причине, ее вызвавшей.

С интеллектуальной недостаточностью хорошо контрастирует своеобразная взрослость интересов, их односторонняя житейская направленность, мечты о замужестве, семье, "хорошей" зарплате. Могут наблюдаться и немотивированные колебания настроения в виде дисфории со злобностью, угрюмостью, подозрительностью.

Патология влечений носит неодолимый характер, что определяет весь образ их жизни и нередко препятствует пребыванию в учебном заведении. У девушек основное место занимает демонстрация повышенной сексуальности, у юношей, наряду с сексуальностью на первом месте выступает склонность к бродяжничеству, воровству, алкоголизму. Естественно, что сочетание алкоголизма, наркомании с интеллектуальной неполноценностью этих подростков приводит их в группу риска в социальном плане, а нередко и к преступлениям/ особенно в тех случаях, когда патологическое влечение приобретает характер агрессивности, жестокости и садизма.


Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе


Подростки с отклоняющимся поведением как правило активны и являются участниками общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности подростков разные.

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) не только представляет возможность подростку свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Так, например, общественно полезная и трудовая деятельность решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, вооружения школьников трудовыми умениями и навыками, формирования основ культуры умственного и физического труда, положительного отношения к труду как высшей ценности, наконец, воспитания у учащихся высоких моральных качеств, трудолюбия, целеустремленности, деловитости и предприимчивости, долга и ответственности.

Вместе с тем внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка.

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

  • доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

  • постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

  • поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

  • недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

  • отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы - коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

  • осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

  • переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

  • включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Коллективистический характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком.

Коррекция отклоняющегося поведения


Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе, — власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?» С пеленок они уверовали: их любят только тогда, когда им уступают. Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т.е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко и грубо. Хочет верховодить, взрывается гневом, делает все наоборот. Работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.


Видимые признаки поведения:

  • ленивый, неопрятный, с плохими манерами;

  • недоверчивый, непослушный;

  • часто ощетинивается и возражает;

  • забывает обещания, не держит слово;

  • если сильный физически, то обижает всех, кто слабее;

  • если слабый физически, то боится сильных, труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом.


Коррекция поведения


  • не уступать и не бороться. Занять выжидательную, спокойную, дипломатичную позицию. Нащупать слабые места для решительного действия;

  • отказаться от авторитарного давления, потому что авторитарная позиция лишь укрепляет желание активного противодействия;

  • отказаться от наказаний, поскольку наказания в любой форме усиливают плохое поведение;

  • этические беседы, показывать на примерах, что право властвовать над другими человеку нужно заслужить. Власть всегда принадлежит старшему, стоящему выше, более образованному, доброму, любящему людей человеку;

  • дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Причины такого поведения часто в том, что ребенку не позволяли ни думать, ни действовать самостоятельно;

  • создавать ситуации, чтобы властный ребенок сам пострадал от своих необдуманных поступков, применять метод естественных последствий. Возможно, он сам отвыкнет от своих необоснованных претензий;

  • учитель не должен позволить втянуть себя в конфликт, когда возникают сложные ситуации, из которых детям самим нужно найти правильный выход;

  • учитель относится к каждому с уважением, обращается за помощью: это усиливает у детей веру в собственные силы;

  • постоянно искать пути к сотрудничеству;

  • только в работе с властными и мстительными детьми можно применять рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.


Мстительные дети. Цель их нестандартного поведения — месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?


Видимые признаки поведения:

  • замкнутый, понурый, заторможенный;

  • нередко с задержкой психического, социального развития;

  • делает больно другим, когда ему больно;

  • легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы;

  • болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;

  • имеет плохие привычки, скрытые пороки;

  • любит оставаться наедине со своими переживаниями;

  • уходит от общения;

  • подвержен суицидным настроениям.

Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель и родитель должны:

  • учить чувствовать таких детей полноценными, формировать комплекс полноценности;

  • ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена;

  • хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно;

  • убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть;

  • помогать ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие;

  • чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка;

  • постоянно повторять: «Я не теряю надежды, что у тебя будет все хорошо!»


Разобраться, с каким отклонением в поведении обучающихся в каждом конкретном случае имеет дело учитель или родитель, может помочь школьный психолог, так как дети с одинаковыми нарушениями, очень часто, относятся к разным группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики и приёмы коррекционного воздействия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Почему дети неправильно себя ведут, причины такого поведения

Автор: Оксана Ивановна Нетеса

Дата: 08.01.2025

Номер свидетельства: 663175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка урока по ПДД для 6 класса Причины дорожно-транспортных происшествий. "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-6-klassa-prichiny-dorozhno-transportnykh-proisshiestvii"
    ["file_id"] => string(6) "238832"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444661943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства