- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).
Материал: картинки птиц, перья, лупы, энциклопедия «Птицы», аудиозапись «Пение птиц», маска кота, сердечки, вырезанные из картона, различная крупа.
Ход.
Воспитатель читает стихотворение:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками, хлебом пшеном.
Воспитатель: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, чем сегодня необычна наша группа?
Ответы детей (по всей группе «летают» птицы)
Воспитатель: Интересно, а как птицам удается летать? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы узнать, как им это удается, давайте узнаем, что такое воздух?
Опыт № 1.
Для этого нам потребуется полиэтиленовый пакет. Давайте попробуем «поймать» им воздух резким движением.
А что случилось с пакетом? (он раздулся как шарик)
Почему он раздулся, как шарик? (потому что мы «поймали» воздух)
Что сейчас находится в пакете? (воздух)
Какой он? (невидимый)
Какой можно сделать вывод? (воздух можно «поймать»)
Когда можно ощутить воздух? (при резких движениях)
Значит, может воздух помогать птицам при взлете? (да, может)
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, только воздух помогает птицам летать?
Ответы детей (птицам помогают летать крылья, строение их тела, хвост)
Воспитатель: Самый главный инструмент при полёте – крылья. Птичьи перья очень легкие, а внутри полые («пустые»). Перья отличаются большой прочностью и теплостойкостью. Покрыты они специальной смазкой, благодаря которой они не мокнут под дождем. Сложенные друг на друга перья образуют равномерно уложенный слой. Этот слой оберегает птиц от переохлаждения и служит защитником от пагубного влияния окружающей среды (ветер, сырость, перегрев).
Воспитатель: - На какие группы делятся птицы? (перелетные, зимующие, кочующие).
Воспитатель: - Каких вы знаете перелетных птиц?(после ответов детей показ плаката).
Воспитатель: - Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.
Воспитатель: - Назовите кочующих и зимующих птиц?(ответы детей)
Воспитатель: Как человек помогает птицам? (подкармливает птиц, вешает кормушки, строит весной скворечники).
Воспитатель: - Чем питаются птицы? (зерном, крошками, ягодами, насекомыми)
Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт.
Опыт № 2.
Воспитатель: - Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья). Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Воспитатель берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое).
Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень. Воспитатель: - Чем покрыто тело птиц? (Ответы детей: тело птиц покрыто перьями). Воспитатель: - Помогают ли они ей? Давайте убедимся.
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем ответить на вопрос, что помогает птицам летать? (Дети с помощью воспитателя подводят итог «Почему птицы летают?»)
Воспитатель: А теперь на последок предлагаю поиграть в подвижную игру «Воробушки и кот».