Просмотр содержимого документа
«Подборка методик проведения настольно-печатных игр для старших дошкольников»
Методика 1.
«Помоги достать игрушку!».
Цель: исследование особенностей формирования целостного восприятия ситуаций, изображённых на картинах. Исследование формирования предпосылок к наглядно-образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высоко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький.
Процедура: предъявляется картина с сюжетным изображением и даётся инструкция.
Инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку рассмотреть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машинкой, завести её, но не знает, как её достать. Подскажи мальчику, как достать машинку». В случае затруднения ребёнку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» если подсказки не помогают ребёнку, используется приём припоминания: «вспомни, как ты доставал игрушку, когда она находилась высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал машинку».
Методика 2.
«Чего не хватает?».
Цель: исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. Исследование особенностей формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Оборудование: шесть сюжетных картинок, на которых изображен персонаж без предмета-орудия. Внизу сюжетная картинка - ряд предметных картинок, изображающих недостающие предметы.
Процедура: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает. В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа.
Инструкция: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает: «чего не хватает на этой картинке?» В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа: «Чего не хватает на этой картинке? Найди нужный ему предмет».
Методика 3.
«Разбитая чашка»
Цель: исследовать особенности формирования у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина - мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка - мяч попал в чашку; следствие второго порядка - чашка разбита).
Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами.
Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «Что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?» потом ребенок рассказывает все, что произошло.
Методика 4.
«Разрезные картинки».
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
Оборудование: пять сюжетно-связанных картинок.
Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.
Методика 5.
«Сюжетные картинки».
Цель: предъявление сюжетных картинок направлено на выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:
А) сюжетная картинка с явным смыслом;
Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;
В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;
Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета;
Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;
Е) «нелепицы».
Процедура и инструкция:
Варианты. А, Б. Ребенку показывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, про водится беседа по данной картинке в вопросно-ответной форме. Если картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ребенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточняющий или наводящий вопрос.
Варианты. В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке; затем его просят установить их последовательность и составить по ним рассказ.
Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной - начало, на другой - продолжение, и так до конца. Разложи все картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)». Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.
Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с незавершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»
Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводится беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенного в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесообразно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изображено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»
Нарисуй целое. (Проводится индивидуально).
Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.
Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого воспитатель просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.
Достань шарик. (Проводится индивидуально).
Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.
Ход занятия. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку, просит сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется, воспитатель говорит: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему поможет достать шар? » При необходимости можно создать реальную ситуацию и попросить ребенка достать шар. После выполненного действия показать картинку и вновь предложить ему сказать, как мальчик достанет шар.
Как достать. (Проводится индивидуально).
Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Оборудование. Картинка с изображением стеклянной банки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка).
Ход занятия. Воспитатель раскладывает перед ребенком все картинки, просит внимательно рассмотреть и сказать, как можно достать морковку зайчику. Ребенок должен подложить картинку с изображением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и проверить свойство выбранного орудия.
Замри. (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Дидактическая задача. Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.
Материал. 15 карт (20X30 см). На каждой карточке схематически изображен человечек в какой-нибудь позе. Например, ноги вместе, правая рука вниз, левая в сторону или ноги вместе, руки в стороны.
Руководство: Воспитатель объясняет детям правила, согласно которым все должны бегать по комнате, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. Игра неоднократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой, и соответственно дети, останавливаясь по сигналу воспитателя, принимают другую позу. В конце игры остаются 1—2 ребенка, которые и оказываются победителями.
Волшебная мозаика. (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Дидактическая задача. Учить детей создавать схематические изображения предметов.
Материал. Набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребенка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Руководство. Воспитатель раздает детям наборы и говорит, что у каждого теперь есть волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры (кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т. п. Упражнение целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).
Подбери узор. (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения.
Оборудование: карточки и узоры к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает фигурку, а дети находят, у кого на карте есть подходящий узор, и смотрят, подходит ли фигурка по форме. На индивидуальных занятиях можно предложить ребенку самому найти из предложных фигурок нужные и расположить их на карточках.
Загадочные картинки. (Проводится индивидуально).
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.
Оборудование: карточки с изображением 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
Ход игры: Ребенку предъявляются карточки с изображением одного предмета и схематическими изображениями к ним. Ребенок анализирует схемы к предмету и находит ту, которая подходит.
Кошка и молоко. (Проводится индивидуально).
Цель: формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку.
Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения воспитатель задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?».
Зимние забавы. (Проводится индивидуально).
Цель: формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.
Оборудование: сюжетные картинки: на первой – снег идет, дети ловят снежинки; на второй – дети делают снежную горку; на третей – дети садятся на санки наверху снежной горки; на четвертой – дети лежат в снегу внизу снежной горки, санки рядом.
Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить по порядку: «Что вначале дети делали, что потом, чем завершилось действие? Составь рассказ по этим картинкам». В случае затруднения воспитатель выбирает первую картинку и спрашивает: «Что делают дети? Найди следующую картинку. Что потом они делали? А потом? Теперь расскажи все, что было вначале, а что потом».
Деревья и кустарники. Прогулка по парку.
Цель: продолжить знакомить с деревьями и кустарниками; развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления; развитие конструктивных умений и навыков; умение соотносить элементы деревьев с самим деревом; познакомить детей с жизненными процессами весной; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с деревьями, карточки с листьями, схематический рисунок дерева и кустарника, детали конструктора, модель дерева из фломастера:
Детям показывается схема дерева и кустарника.
- У дерева один ствол у кустарника много. У дерева есть корни, ствол, крона. У кустарника есть корни, стволы, листва.
Воспитатель показывает все части на схеме.
- А теперь давайте построим дерево и кустарник.
Воспитатель раздает конструктор детям, из которого они будут выкладывать изображение.
- Что у тебя получилось?
- Из каких фигур ты построил корни и ствол?
- Из каких фигур ты построил крону?
Что сначала, что потом! (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Дидактическая задача. Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.
Материал. Наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из двух — четырех картинок. Сверху к каждой картинке приклеены карточки, которые должны легко загибаться (прятаться) под картинку или отгибаться, занимая место над ней. На карточках нарисована расходящаяся стрела, острый конец которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы — над последней.
Руководство. Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Воспитатель разъясняет, как следует раскладывать картинки (по порядку, слева направо, рядышком в длинную полоску).
Вначале детям предлагают сюжеты из двух картинок, затем из трех, четырех. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены, верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, и надо исправлять работу.
После выполнения задания можно предложить детям рассказать полученный сюжет. Затем ребята меняются наборами картинок, и упражнение продолжается.
Сад и огород (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: Развитие логического мышления, знание о цвете и числах
Материал: Картинки с изображением фруктов, овощей разны цветов.
Ход игры: Ребенок рассматривает предложенные картинки, назвать предметы, изображенные на них. Далее разложить картинки в определенной последовательности:
все картинки красного цвета с изображением фруктов (1 до7);
все картинки желтого цвета;
все картинки, на которых изображены только фрукты;
все картинки, на которых изображены только овощи;
После каждого этапа необходимо перемешивать картинки.
Что лишнее? (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: Развитие логического мышления, внимания
Материал: 15 карточек с предметными картинками.
Ход игры: Воспитатель выкладывает комбинацию из 15 карточек, предлагая детям объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну лишнюю. Дети должны найти и показать её, а так же ответить, почему она лишняя.
Подбери картинку (Проводится индивидуально).
Цель: Развиваем мышление, логику, знакомим ребенка с профессиями
Материал: Картинки разных размеров с изображением представителей разных профессий и их атрибутов.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки. На больших картинках изображены люди в одежде, соответствующей какой – либо профессии. На маленьких картинках изображены предметы, который соответствует каждой профессии. На маленькой картинки изображен только один предмет. Все картинки должны быть перемешаны. Задача ребенка заключается в том, что он должен подобрать к большим картинкам маленькие. При этом ребенок должен назвать предметы, изображенные на них и профессии, к которой они относятся.