Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к школе через развитие мелкой моторики руки»
Рспаева Бейбигуль Бейсембековна,
педагог дополнительного образования
студии эстетического воспитания и развития «Білімпаз»
Дворца школьников им. М.М.Катаева г.Павлодар
Подготовка детей к школе через развитие мелкой моторики руки
Очень часто при первой встрече от родителей можно услышать такие суждения: «Мой ребёнок уже умеет читать...», «Мой ребёнок считает до 100» и т.д..
К сожалению, определять готовность к школе лишь по запасу сведений и знаний — вечная ошибка родителей.
Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к развитию речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки, т.е. к интеллектуальной, мотивационной, волевой и коммуникативной готовности. А ведь именно они является важнейшими компонентами готовности к школьному обучению.
Наши педагогические исследования показывают, что при отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению, дети приходят в школу с навыками чтения и счета, но:
- у 70% первоклассников не сформировано умение организовать свою деятельность.
- у 35−40% из них не развита мелкая моторика
Особое внимание следует обратить на подготовку рук ребенка к письму в школе.
Часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям. У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш и ручку: одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие - слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи - неверно располагают пальцы и т.д..
Важно не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, которые расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Впоследствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи.
Для развития мелкой моторики рук я предлагаю простые упражнения, способствующие активизации мышления, речи и всех интеллектуальных процессов:
Массаж является одним из видов гимнастики для рук.
- упражнения с массажёрами (мячи с пупырышками): катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
- упражнения с мячами: учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой, выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игры с пластилином.
Заинтересуйте ребенка пластилиновым миром, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки, лепим картинки
Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Учителя отмечают, что у современных детей не развиты навыки резания по прямой, нет умений вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые), мало внимания уделяется силуэтному вырезанию предметов и видению их контура.
Шитье, вязание, плетение – еще одно из средств развития мелкой моторики.
Игры-шнуровки готовят руку к письму и развивают усидчивость.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.
Не знаю, была ли в вашем детстве игра «Резиночка», в моем детстве была и очень любима. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Упражнения с резинкой или веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Необходимо при этом помнить, что рисовать и раскрашивать нужно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Кроме раскрашивания нужно учить ребенка штриховке на нелинованной бумаге.
Таким образом, развитие мелкой моторики позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни и научиться понимать многие явления окружающего мира.
Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!