Просмотр содержимого документа
«Подходы к устранению профессиональных дефицитов у педагогов детских садов»
Подходы к устранению профессиональных дефицитов у педагогов детских садов
Профессиональный стандарт определяет компетентность современных педагогов дошкольных организаций как способность успешно действовать, решать профессиональные задачи развития воспитанников в разных формах образовательного процесса.
Оценивание профессиональной деятельности сотрудников на основе требований профессионального стандарта позволяет руководителям дошкольных образовательных организаций определить профессиональные дефициты в обеспечении оптимальных психолого-педагогических условий для созидательного, творческого труда членов педагогического коллектива.
В области управления персоналом профессиональные дефициты рассматриваются с одной стороны, как дефицит рабочих кадров. С другой, стороны в современном менеджменте в образовании изучаются дефицитные профессиональные навыки (квалификационный дефицит), которые необходимо формировать и развивать у сотрудников.
Ориентируясь на трудовые функции педагога (обучение, воспитательная и развитие), обозначенные в профессиональном стандарте, важно концентрировать содержание повышения квалификации и переподготовки на развитие и совершенствование дефицитных профессиональных знаний и действий, составляющих профессиональные компетенции педагогов современной дошкольной организации.
Руководители детских садов отмечают общие профессиональные дефициты - недостаток базовых профессиональных знаний, умений, а из поведенческих – коммуникативные навыки (неумение работать с клиентами, в команде), также навыки исполнителя (профессиональная ответственность, самостоятельность, ориентированность на саморазвитие).
Кроме того, современная образовательная ситуация в дошкольных организациях определяет необходимость формирования недостающих профессиональных умений: выполнения нескольких профессиональных задач одновременно; умение достаточно оперативно переучиваться и перестраивать свою педагогическую деятельность одновременно с возрастающими требованиями к профессиональной компетентности.
Дефицитные профессиональные знания и умения педагогов обусловливают определенные проблемы для обеспечения качества образовательного процесса и соответственно, его результатов (качество освоения детьми содержания образовательной программы). Как показали результаты опроса руководителей в значительной части детских садов, осуществлявших обновление оборудования и технологий, большинству педагогов пока не удалось адаптироваться к современным запросам.
Например, в рамках развивающей деятельности затруднения у педагогов проявляются в разработке и реализации индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей дошкольников или владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренными детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ.
Обновление профессиональных знаний, развитие умений, навыков в дошкольном образовании возможно в практике непрерывного образования педагогов как психолого-педагогическое и методическое сопровождение по восполнению профессиональных дефицитов (квалификационных дефицитов). Опишем некоторые подходы к реализации самообразования педагогов дошкольных организаций, в частности – психолого-педагогического сопровождения по восполнению профессиональных дефицитов у воспитателей и специалистов в рамках повышения квалификации и переподготовки.
Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем создание комплекса условий для развития компетенций каждого педагога через систему методических мероприятий, проводимых с целью оказания профессиональной помощи в оценке и осознании профессиональных дефицитов и готовности к профессиональному самоопределению, самосовершенствованию.
Такое сопровождение предполагает комплексную технологию помощи и поддержки педагогам, которая представляет собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых педагогических ориентаций и установок, создающих оптимальные психолого-педагогические условия развития, обучения, и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
На курсах повышения квалификации слушатели осуществляют анализ, самооценивание и взаимооценивание профессиональных действий в соответствии с педагогическими компетенциями. Далее последовательно проектируют индивидуальный план саморазвития на основании выделенных квалификационных дефицитов по степени актуальности их восполнения.
Выделим основные линии осуществления психологопедагогического сопровождения педагогов ДОО:
- освоение методиками педагогической диагностики;
- осуществление самоанализа, самооценивания педагогической деятельности, отдельных режимных процессов в образовательном процессе;
- методическое оснащение образовательной деятельности по всем направлениям развития детей раннего и дошкольного возраста;
- проектирование различных режимных процессов в контексте системно-деятельностного подхода;
- организация психологического сопровождения всех участников образовательных отношений в детском саду;
- реализация информационной, консультационной поддержки воспитателей, родителей по реализации ФГОС ДО;
- проектирование содержательного взаимодействия педагогов ДОО и начальной школы по обеспечению преемственности развития детей.
Основными формами преодоления квалификационных дефицитов у педагогов детского сада являются: групповая дискуссия, разбор реальных ситуаций, ролевые игры с предписаниями и свободными ролями, экспресс-диагностика, наблюдение и анализ реальных педагогических ситуаций, отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях; моделирование педагогического процесса и многое другое.
Одним из эффективных форм восполнения профессиональных дефицитов является педагогический тренинг.
На основе анализа проблем педагогической деятельности слушатели курсов в рамках тренинга погружаются в такие учебно-профессиональные ситуации, которые помогают им адекватно анализировать, оценивать свои педагогические установки и способы педагогического взаимодействия, а также совершенствовать профессионально значимые умения (качества), обеспечивающие с одной стороны, личностно ориентированное взаимодействие с детьми, родителями, другими педагогами, с другой – деятельностное, развивающее содержание всего образовательного процесса в детском саду.
Такая работа со слушателями может включать следующие компоненты:
1) выявление привычных для участников профессиональных действий, оценивание профессиональных затруднений-дефицитов в образовательном процессе;
3) поиск, моделирование новых профессиональных действий;
4) проигрывание новых способов действий в упражнениях, ролевых играх, обсуждение с ориентиром на реальную педагогическую практику;
5) рефлексия участников по процессу и результатам повышения квалификации и переподготовки (индивидуальная и коллективная).
Слушатели конкретизировали профессиональные задачи-проблемы в осуществлении деятельности в реальных условиях детского сада. Обозначим некоторые педагогические умения, которые выделили слушатели как квалификационные дефициты:
- уметь моделировать события и ситуации, раскрывающие эмоционально-ценностную сферу, культуру переживаний и ценностные отношения ребенка-дошкольника;
- уметь замечать и реализовать воспитательные возможности различных видов деятельности воспитанников; - уметь строить воспитывающую деятельность с учетом социокультурных половозрастных и индивидуальных различий воспитанников;
- владеть основными способами психодиагностики личностных и возрастных особенностей воспитанников, осуществление педагогической диагностики личностных характеристик ребенка-дошкольника.
Взаимодействие с воспитателями предполагает отсутствие однозначного алгоритма и широкое варьирование психологического и методического сопровождения в зависимости от конкретного детского сада. Для каждого воспитателя важно проектировать «индивидуальный образовательный маршрут», т.е. программу психологического, методического сопровождения, содержание которой зависит: от уровня общей культуры, возраста, оценки и самооценивания профессиональной компетентности, социального статуса, реальных событий, произошедших в последнее время в данном детском саду.
В качестве обобщения позиций, представленных в данной работе, важно отметить значимость и необходимость в рамках повышения квалификации и переподготовки осуществлять психолого-педагогическое, методическое сопровождение воспитателей по оценке и осознании квалификационных дефицитов. Основная идея такого сопровождения – реализация условий для личностного и профессионального роста воспитателей через рефлексию педагогических умений, развитие способности быстро ориентироваться в изменяющемся профессиональном поле, проектировать оптимальные педагогические условия и средства в достижении образовательных результатов.