Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на занятиях по плаванию»
«Применение подвижных игр на занятиях по плаванию»
Инструктор по плаванию ГККП «Ясли-сад № 7» Панафидина О.Ю
Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать и делать правильные выводы. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующей, более углубленной и усложненной технике движений, но и облегчают овладение ею.
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием проводятся, как правило, групповые или подгрупповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма.
Игра, как и соревнование повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому игровой метод необходимо применять с первых занятий.
Игры на занятиях по плаванию применяются строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на занятиях учебным материалом.
Цель применения подвижных игр на занятиях по плаванию: повышение эффективности процесса физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста через подвижные игры.
- формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием;
- развитие двигательных умений и навыков в воде, как основы дальнейшего обучения плаванию;
- обеспечение эмоционального благополучия при выполнении физических упражнений в воде;
- создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий в воде.
Применение игрового метода на занятиях по плаванию является обязательным требованием физического воспитания.
Этот метод характеризуется:
-эмоциональностью и соперничеством, проявляемых в рамках правил игры;
-вариативным применением полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
-умением проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
-комплексным совершенствованием физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.
При проведении подвижных игр обязательно соблюдать следующие методические требования:
-в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;
-игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности детей, оказывать положительное эмоциональное воздействие;
-игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;
-инструктор обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.
Классификация подвижных игр:
Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.
Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.
Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Сердитая рыбка», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.
По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:
-для ознакомления со свойствами воды;
-для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники;
-для ознакомления с элементами прикладного плавания;
-для развития физических качеств;
-для эмоционального воздействия;
-для повышение физической подготовленности занимающихся;
-игры и развлечения на воде.
Море волнуется»
Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.
Описание игры: играющие становятся в шеренгу по одному у бортика. По сигналу «Море волнуется» дети расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению по дну в воде.
Правила игры: по команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение.
«Кто выше?»
Задачи игры: освоение с водой, ознакомление со специфическими свойствами воды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.
Описание игры: дети становятся лицом к педагогу. По его команде все приседают, а затем выпрыгивают как можно выше из воды, оттолкнувшись ногами от дна, а руками – от воды.
Правила игры: после каждого прыжка объявляется победитель.
Методические указания: следует объяснить причину успеха победителей (умение напрягать мышцы тела и вытягиваться, принимая наиболее обтекаемое положение тела).
«Водолазы»
Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.
Описание игры: игроки («водолазы») достают со дна тонущие игрушки, листочки. Игра может быть и командной. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, чем другая команда.
Методические указания: число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов».
«Поезд в тоннель»
Задачи игры: совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.
Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по одному («поезд»). Двое игроков стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»). Чтобы «поезд» прошел в «тоннель», играющие поочередно подныривают. Вариант – «поезд» может пройти через обруч, который держит педагог. Можно усложнить задачу, разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга.
Методические указания: во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.
«Крокодилы на охоте»
Задача — освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные (или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».
Методические указания. Глубина воды — не более 40—50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).
«Звездочка»
Задача — изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.
Описание игры. Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, хлопок) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.
Методические указания. При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении.
Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у детей динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает детей к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете… Антуан де Сент – Экзюпери.
Диагностика плавательных умений детей дошкольного возраста была разработана и апробирована кандидатом педагогических наук Т.С. Казаковцевой. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1 сек. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка.
Оценка плавательной подготовленности детей проводится в мае – июне. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задаче обучения. Рекомендуются следующие контрольные упражнения (все показатели даны в секундах).
1. Передвижение по дну бассейна на руках, лицо опущено в воду (табл. 1)
П р и м е ч а н и е. М – мальчики, Д – девочки. В этой и последующих таблицах в числителе приводятся средние показатели, в знаменателе – их размах в худшую и лучшую стороны.
Как показали исследования, это упражнение целесообразно использовать во всех группах лишь на первом году обучения.
Методика оценки. Упражнения выполняются при глубине воды на уровне колен или чуть выше.
И.п.: лёжа в воде, опираясь руками на дно с опущенным в воду лицом. Передвигаться по дну можно в любом направлении. Регистрацию времени следует начинать в момент опускания лица в воду, а заканчивать в момент начала вдоха.
Таблица 1.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
3,4
2,3-4,5
3,4
1,8-5,0
4,3
3,1-5,6
3,9
2,8-5,0
4,9
4,0-5,8
4,3
3,4-5,3
7,7
6,2-9,2
6,0
4,6-7,4
Овладение детьми этим упражнением свидетельствует об их готовности к обучению следующему элементу плавания – лежанию на воде. Запись показателей ведётся по следующей форме:
№
п/п
№
п/п
Фамилия,
имя
ребёнка
№
зан
Кол-во
посещ.
зан.
Длитель-ность
выпол-
яения
упр.,с
Качественные показатели
Туловище
горизонталь-но, ноги
вытянуты
Лицо
опущено
в воду
Уверенное
выполне-
ние упр.
2. Погружение с выдохом в воду (табл. 2) Таблица 2.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
Длительность выдоха
1,5
0,7-2,3
1,7
0,8-2,6
2,3
1,5-3,1
2,1
1,3-3,0
3,7
2,9-4,5
3,5
2,5-4,5
3,6
2,9-4,3
3,5
3,0-4,2
Количество выдохов
3
1-5
4
1-7
8
5-11
7
4-10
16
10-22
13
10-16
18
16-20
18
15-21
П р и м е ч а н и е. Количественные показатели этого упражнения и предлагаемых далее даются для младшей группы по первому году обучения, для средней – по второму, для старшей и подготовительной к школе – по третьему.
Для оценки умения погружаться в воду с головой и выполнять выдох в воду измеряется длительность выдоха и количество выдохов.
Методика оценки. И.п.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счёту выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Запись ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Количественные
показатели
Качественные показатели
продолж.
выдоха, с
кол-во
выдохов
полное
погру-
жение
глубо-
кий
выдох
уверен-
ное вы-
полнение
(без оста-
новок)
свободное
погруже-
ние (без
опоры)
3. Умение лежать на воде на груди и на спине (табл. 30).
Таблица 3.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
2,4 –3,0
1,5 –4.3
2,1 - 2,6
1,2 – 4,0
5,3 - 6,6
1,3 - 9,3
5,1 – 6,1
2,7 – 8,4
10,0
7,4-12,6
8,2 – 9,0
5,8 – 11,8
10,5-10,8
8,1 –13,0
8,1 -11,1
6,6 – 13,3
Методика оценки. И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребёнком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Аналогично проводится оценка умений лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде. Запись следует вести по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Время
выпол-
нения
упр.
Качественные показатели
Туловище
прямое
Руки и ноги
вытянуты
Самостоятельное
выполнение (без
поддерживающих средств и помощи)
4. Скольжение в воде на груди и на спине (табл. 4).
Таблица 4.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1,3 –1,4
0,7 -2,2
1,4
1,0 -1,9
1,3 -2,1
1, -2,7
2,1
1,2 -3,1
3,2 -3,6
2,8 -4,0
3,2
2,6 -3,8
3,4 -3,8
3,0 -4,6
3,0 -3,7
2,5 -4,3
Методика оценки. И.п.: стоя спиной к борту бассейна, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперёд и выполнить толчок обеими ногами от борта.
И.п. при скольжении на спине: стоя лицом к борту, руки вытянуты вверх, голова затылком касается рук. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться обеими ногами от борта.
Оба вида скольжения выполняются до полной остановки. Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения. Результаты записываются по схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения,
м
Качественные показатели
Толчок в
горизон –
тальном
направлении
Горизонтальное
положение,
руки и ноги
вытянуты
Скольжение
по поверх –
ности воды
5. Скольжение на груди и на спине с движениями ног (табл. 5, все показатели даны в метрах).
Таблица 5.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
2,7
2,2 -3,2
2,7
2,1 -3,3
2,8 -3,2
2,2 -3,7
2,9 -3,6
2,2 -4,2
4,2 -4,6
3,5 -5,7
4,0 -4,1
3,2 -4,9
8,1 -8, 7
6,2 -10,4
6,9 -7,6
4,8-10,2
В младших группах это упражнение можно предлагать выполнять только из положения на груди.
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта и во время скольжения на груди (спине) выполнить попеременные движения ногами по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки (по кончикам пальцев вытянутых вперёд рук). Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения
с движениями
ног, м
Качественные показатели
Ритмичные
попеременные
движения
ногами
Горизонтальное
положение,
лицо
опущено
в воду
Самостоят.
уверенное
выполне-
ние упр.
6. Скольжение на груди и на спине с движениями рук (табл.6, все показатели даны в метрах).
Таблица 6.
Группа
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
2,9 -3,1
2,4 -3,8
2,9 -3,0
2,3 -3,5
4,1 -4,5
3,4 -5,6
3,9 -4,0
3,2 -4,8
7,4 -7,5
5,4 -9,4
6,7
5,0 -8,4
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и при скольжении на груди (спине)выполнять попеременные движения руками по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки (по кончикам пальцев вытянутых вперёд рук). Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения
с движениями
руками, м
Качественные показатели
Ритмичные
попеременные
движения
руками
Горизонтальное
положение,
лицо
в воде
Самостоят.
уверенное
выполне-
ние упр.
7. Скольжение на груди и на спине с движениями рук и ног (табл.7, все показатели даны в метрах).
Таблица 7.
Группа
средняя
старшая
М
Д
М
Д
3,3 -3,6
2,7 -4,1
3,1 -3,5
2,5 -4,0
5,6 -6,8
4,9 -8,3
4,5 -7,0
2,9 -11,1
П р и м е ч а н и е. В подготовительной к школе группе на втором и особенно на третьем году обучения нет необходимости использовать это упражнение.
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта и начать скольжение на груди (спине), одновременно выполняя движения руками и ногами по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки. Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Проплываемое расстояние, м
Качественные показатели
Ритмичные
безостано-вочные
движения
рук и ног
Горизонт.
положение,
лицо
в воде
Выполняется на задержке дыхания, с выдохом в воду и попыткой вдоха
8. Плавание способом «кроль» на груди и на спине (табл. 8, показатели даны в метрах).
Таблица 8.
Группа
старшая
Подготовительная
к школе
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
На груди
На спине
6,8
5,3 -*.3
6,4
2,3 -10,4
25,1
6,2 -33,8
13,9
8,0 -19,8
4,5
3,9 -5,1
4,1
3,3 -4,9
18,9
5,8 -32,0
12,2
5,3-19,1
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта, проплыть способом «кроль» на груди (спине) без остановок. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки. Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Проплываемое расстояние, м
Качественные показатели
Ритмичные
безостано-вочные
движения
рук и ног
Правильное
дыхание
Уверенное
выполне-
ние упр.
Для выполнения каждого контрольного упражнения детям даётся одна попытка, так как практика показала, что результаты последующих обычно хуже. Вторую попытку можно давать только в случае явно неудачной первой. В процессе работы показатели умений в плавании каждого ребёнка целесообразно доводить до сведения воспитателей и родителей.
Протокол
обследования плавательных умений
Фамилия, имя ребёнка _______________________Дата рождения ______
Учебный год
2008-2009
2009-2010
2010-2011
Группа здоровья
Кол-во
занятий
1. Передвижение по дну бассейна на руках, лицо опущено в воду
Длительность
выполяения
упражнения
с
Качественные показатели
уровень
Туловище
горизонтально, ноги вытянуты
Лицо опущено в воду
Уверенное выполнение упр.
2008-2009
2009-2010
2. Погружение с выдохом в воду
Количественные
показатели
Качественные показатели
уровень
продолж.
выдоха,
с
кол-во
выдохов
полное
погружение
глубокий
выдох
уверенное
выполнен.
(без остановок)
свободное
погружен
(без опоры)
2008-2009
2009-2010
2010-2011
3. Умение лежать на воде на груди и на спине
Длительность
выполнения
упражнения
с
Качественные показатели
уровень
Туловище
прямое
Руки и ноги
вытянуты
Сам - ое
выполнение (без
поддерживаю-щих средств и помощи)
2008-2009
2009-2010
2010-2011
4. Скольжение в воде на груди и на спине
Длина скольжения,
м
Качественные показатели
уровень
Толчок в
горизонт.
направлении
Горизонт.
положение, руки и ноги вытянуты
Скольжение
по поверхности
воды
2009-2010
2010-2011
5. Скольжение на груди и на спине с движениями ног
Длина скольжения
с движениями ног, м
Качественные показатели
уровень
Ритмичные
попеременные
движения ногами
Горизонт.
положение, лицо
опущено в воду
Сам-ое уверенное
выполнение упр.
2009-2010
2010-2011
7. Плавание способом
«кроль» на груди и на спине
Проплыва-емое расстояние
м
Качественные показатели
уровень
Ритмичные
безостановочные
движения рук и ног
Правильное
дыхание
Уверенное
выполнение упр.
2009-2010
2010-2011
6. Скольжение на груди и на спине с движениями рук и ног
Проплыва-емое расстояние
м
Качественные показатели
уровень
Ритмичные
безостановочные
движения рук и ног
Горизонт.
положение,
лицо в воде
Выполняется на задержке дыхания, с выдохом в воду и попыткой вдоха
2008-2009
2009-2010
1. Передвижение по дну бассейна на руках, лицо опущено в воду (табл. 1)
П р и м е ч а н и е. М – мальчики, Д – девочки. В этой и последующих таблицах в числителе приводятся средние показатели, в знаменателе – их размах в худшую и лучшую стороны.
Как показали исследования, это упражнение целесообразно использовать во всех группах лишь на первом году обучения.
Методика оценки. Упражнения выполняются при глубине воды на уровне колен или чуть выше.
И.п.: лёжа в воде, опираясь руками на дно с опущенным в воду лицом. Передвигаться по дну можно в любом направлении. Регистрацию времени следует начинать в момент опускания лица в воду, а заканчивать в момент начала вдоха.
Таблица 1.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
3,4
2,3-4,5
3,4
1,8-5,0
4,3
3,1-5,6
3,9
2,8-5,0
4,9
4,0-5,8
4,3
3,4-5,3
7,7
6,2-9,2
6,0
4,6-7,4
Овладение детьми этим упражнением свидетельствует об их готовности к обучению следующему элементу плавания – лежанию на воде.
Запись показателей ведётся по следующей форме:
№
п/п
№
п/п
Фамилия,
имя
ребёнка
№
зан
Кол-во
посещ.
зан.
Длитель-ность
выпол-
яения
упр.,с
Качественные показатели
Туловище
горизонталь-но, ноги
вытянуты
Лицо
опущено
в воду
Уверенное
выполне-
ние упр.
2. Погружение с выдохом в воду (табл. 2) Таблица 2.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
Длительность выдоха
1,5
0,7-2,3
1,7
0,8-2,6
2,3
1,5-3,1
2,1
1,3-3,0
3,7
2,9-4,5
3,5
2,5-4,5
3,6
2,9-4,3
3,5
3,0-4,2
Количество выдохов
3
1-5
4
1-7
8
5-11
7
4-10
16
10-22
13
10-16
18
16-20
18
15-21
П р и м е ч а н и е. Количественные показатели этого упражнения и предлагаемых далее даются для младшей группы по первому году обучения, для средней – по второму, для старшей и подготовительной к школе – по третьему.
Для оценки умения погружаться в воду с головой и выполнять выдох в воду измеряется длительность выдоха и количество выдохов.
Методика оценки. И.п.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счёту выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Запись ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Количественные
показатели
Качественные показатели
продолж.
выдоха, с
кол-во
выдохов
полное
погру-
жение
глубо-
кий
выдох
уверен-
ное вы-
полнение
(без оста-
новок)
свободное
погруже-
ние (без
опоры)
3. Умение лежать на воде на груди и на спине (табл. 30).
Таблица 3.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
2,4 –3,0
1,5 –4.3
2,1 - 2,6
1,2 – 4,0
5,3 - 6,6
1,3 - 9,3
5,1 – 6,1
2,7 – 8,4
10,0
7,4-12,6
8,2 – 9,0
5,8 – 11,8
10,5-10,8
8,1 –13,0
8,1 -11,1
6,6 – 13,3
Методика оценки. И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребёнком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Аналогично проводится оценка умений лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде. Запись следует вести по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Время
выпол-
нения
упр.
Качественные показатели
Туловище
прямое
Руки и ноги
вытянуты
Самостоятельное
выполнение (без
поддерживающих средств и помощи)
4. Скольжение в воде на груди и на спине (табл. 4).
Таблица 4.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1,3 –1,4
0,7 -2,2
1,4
1,0 -1,9
1,3 -2,1
1, -2,7
2,1
1,2 -3,1
3,2 -3,6
2,8 -4,0
3,2
2,6 -3,8
3,4 -3,8
3,0 -4,6
3,0 -3,7
2,5 -4,3
Методика оценки. И.п.: стоя спиной к борту бассейна, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперёд и выполнить толчок обеими ногами от борта.
И.п. при скольжении на спине: стоя лицом к борту, руки вытянуты вверх, голова затылком касается рук. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться обеими ногами от борта.
Оба вида скольжения выполняются до полной остановки. Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения. Результаты записываются по схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения,
м
Качественные показатели
Толчок в
горизон –
тальном
направлении
Горизонтальное
положение,
руки и ноги
вытянуты
Скольжение
по поверх –
ности воды
5. Скольжение на груди и на спине с движениями ног (табл. 5, все показатели даны в метрах).
Таблица 5.
Группа
II младшая
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
2,7
2,2 -3,2
2,7
2,1 -3,3
2,8 -3,2
2,2 -3,7
2,9 -3,6
2,2 -4,2
4,2 -4,6
3,5 -5,7
4,0 -4,1
3,2 -4,9
8,1 -8, 7
6,2 -10,4
6,9 -7,6
4,8-10,2
В младших группах это упражнение можно предлагать выполнять только из положения на груди.
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта и во время скольжения на груди (спине) выполнить попеременные движения ногами по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки (по кончикам пальцев вытянутых вперёд рук). Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения
с движениями
ног, м
Качественные показатели
Ритмичные
попеременные
движения
ногами
Горизонтальное
положение,
лицо
опущено
в воду
Самостоят.
уверенное
выполне-
ние упр.
6. Скольжение на груди и на спине с движениями рук (табл.6, все показатели даны в метрах).
Таблица 6.
Группа
средняя
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
2,9 -3,1
2,4 -3,8
2,9 -3,0
2,3 -3,5
4,1 -4,5
3,4 -5,6
3,9 -4,0
3,2 -4,8
7,4 -7,5
5,4 -9,4
6,7
5,0 -8,4
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и при скольжении на груди (спине)выполнять попеременные движения руками по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки (по кончикам пальцев вытянутых вперёд рук). Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Длина
скольжения
с движениями
руками, м
Качественные показатели
Ритмичные
попеременные
движения
руками
Горизонтальное
положение,
лицо
в воде
Самостоят.
уверенное
выполне-
ние упр.
7. Скольжение на груди и на спине с движениями рук и ног (табл.7, все показатели даны в метрах).
Таблица 7.
Группа
средняя
старшая
М
Д
М
Д
3,3 -3,6
2,7 -4,1
3,1 -3,5
2,5 -4,0
5,6 -6,8
4,9 -8,3
4,5 -7,0
2,9 -11,1
П р и м е ч а н и е. В подготовительной к школе группе на втором и особенно на третьем году обучения нет необходимости использовать это упражнение.
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта и начать скольжение на груди (спине), одновременно выполняя движения руками и ногами по способу «кроль». Дыхание произвольное. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки. Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Проплываемое расстояние, м
Качественные показатели
Ритмичные
безостано-вочные
движения
рук и ног
Горизонт.
положение,
лицо
в воде
Выполняется на задержке дыхания, с выдохом в воду и попыткой вдоха
8. Плавание способом «кроль» на груди и на спине (табл. 8, показатели даны в метрах).
Таблица 8.
Группа
старшая
Подготовительная
к школе
старшая
Подготовительная
к школе
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
На груди
На спине
6,8
5,3 -*.3
6,4
2,3 -10,4
25,1
6,2 -33,8
13,9
8,0 -19,8
4,5
3,9 -5,1
4,1
3,3 -4,9
18,9
5,8 -32,0
12,2
5,3-19,1
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться двумя ногами от борта, проплыть способом «кроль» на груди (спине) без остановок. Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки. Запись показателей ведётся по следующей схеме:
Фамилия,
имя реб.
№
зан.
Кол-во
посещ.
зан.
Проплываемое расстояние, м
Качественные показатели
Ритмичные
безостано-вочные
движения
рук и ног
Правильное
дыхание
Уверенное
выполне-
ние упр.
Для выполнения каждого контрольного упражнения детям даётся одна попытка, так как практика показала, что результаты последующих обычно хуже. Вторую попытку можно давать только в случае явно неудачной первой. В процессе работы показатели умений в плавании каждого ребёнка целесообразно доводить до сведения воспитателей и родителей.
Консультация для родителей
ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Удар по здоровью ребенка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребенка.
Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.
Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.
Родители часто задают вопрос: если то, что принято было называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке?
Попробуем разобраться. Респираторные заболевания, как неопровержимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-капельным путем. Установлено также, что возбудителем их является не один какой-то вирус, а множество. И поскольку после перенесенного заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным. причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.
Но, почему же тогда не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается главным образом тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает и общий, и местный иммунитет.
Установлено, в частности, что слизистая оболочка носа в обычном состоянии малопроницаема для болезнетворных микроорганизмов, но при охлаждении ребенкаее проницаемость увеличивается. Снижаются и защитные функции слизистой всей носоглотки, нижних дыхательных путей. В таких условиях не только «чужие» возбудители, попавшие в организм, но и свои собственные, которые до этого мирно жили в дыхательных путях, могут приобрести агрессивные свойства.
Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Закаливание часто болеющего ребенка требует, конечно, большой осторожности и большого терпения, потому что стойкий эффект достигается,как правило, не сразу.
Важно также иметь в виду, что дело не только в закаливающих процедурах; надо буквально круглые сутки создавать ребенку такие условия, которые способствовали бы тренировке теплорегулирующих механизмов его организма. Надо не сразу, не резко, но перестать кутать ребенка. Часто болеющим детям свойственна чрезмерная потливость, и вы, наверное, не раз замечали, раздевая своего малыша после прогулки, что ручки у него вроде бы озябли, а спина потная. Влажная кожа очень быстро охлаждается, и вследствие перегрева ребенок тоже может заболеть.
Старайтесь, чтобы он и в комнате не был одет слишком тепло, не ходил постоянно в шерстяных носках, валенках, войлочных ботинках.
Не бойтесь открытых форточек – прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребенка.
Приучите его правильно умываться, сначала чуть теплой, а потом и более прохладной водой.
Помните, что день без прогулки - потерянный день! И старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе.
Из закаливающих процедур для часто болеющего ребенка больше всего подходят воздушные ванны и контрастное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика - она улучшает крово- и лимфообращение в легких и бронхах, обеспечивает лучшую вентиляцию легких, улучшает функцию дыхания.
Мы предлагаем комплекс гимнастики и схему закаливания. Конечно, схема эта ориентировочная. Может быть, вашему ребенку целесообразнее сделать воздушную ванну на несколько минут короче или, наоборот, продолжительнее, а воду для умывания или обливания ног - на один градус выше или ниже. Это вы сами определите по его реакции на эти процедуры.
В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босиком - сначала совсем недолго и только по теплому песку или земле, потом подольше, а затем и по прохладной траве.
Гимнастика и закаливание должны нравиться ребенку. Постарайтесь, чтобы он воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.
Правильное физическое воспитание - главный барьер против ОРВИ. Но надо всегда помнить и о мерах защиты от инфекции. Оберегайте ребенка от контакта с больными. Старайтесь не ездить с ним в городском транспорте, особенно в период вспышек этих заболеваний, избегайте людных мест. Если заболел кто-либо из членов семьи, изолируйте его. Специальные исследования показали, что даже такая простая мера, как ширма, занавеска у постели больного, более чем вдвое снижает риск заражения окружающих.
Если ребенок заболеет, важно наладить правильный уход за ним. Это способствует не только скорейшему выздоровлению, но в известной мере уменьшает риск нового заболевания.
Какую обувь покупать детям?
(рекомендации для родителей)
1. Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину на 0,5-1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь соответствующую свободу и пространство.
2. Не рекомендуется покупать подержанную обувь, а также без конца чинить старую.
3. Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребёнка, его возрасту и индивидуальной форме стопы.
4. Продольная ось обуви должна проходить по второмупальцу, её подошва не должна быть искривлена.
5. Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять одну прямую линию.
6. Ботинок должен иметь закрытый и твёрдый задник В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной
7. Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого и эластичного материала.
Ориентировочные сроки контрольных проверок,
не пора ли сменить обувь?
До 4 лет
Каждые 3-4 недели
До 10 лет
Каждые 8-12 недель
12-15 лет
Каждые 16-20 недель
Свыше 15 лет
Каждые полгода
Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?
(рекомендации для родителей)
1. Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.
2. Напиток «защиты» - морковный сок. Рекомендуется лить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи.
3. Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом уже через час и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода - она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.
Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки - это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.
Чтобы повысить защитные силы организма, рекомендуется прием витаминов.
Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость не менее чем в 2 раза.
Комплекс физических упражнений дли исправления осанки
(рекомендации для родителей и педагогов)
1. Лечь на спину, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди - вдох, вернуться в и. п.- выдох.
2. И. п. - встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох.
3. И. п. - лечь наживот, руки за головой согнуты в локтях,
ладонями к шее, стопы подсунуть под неподвижный предмет. Поднять туловище вверх - назад, как можно выше разводя локти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной част -вдох, вернуться в и. п. - выдох. , ,
4. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глубокий вдох, наклониться назад как можно ниже, разводя локти, прогибаясь в грудной части и отводя голову назад. Вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.
5. И. п. — сесть на стул (табурет), руки согнуть в локтях, ладони положить на затылок. Сильно прогнуться в грудной и поясничной частях, опуская голову назад — вдох, вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.
6. И. п. - лечь на живот, руки согнуть в локтях у груди, кистями опереться о пол. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от пола, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад — вдох, вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.
7. И. п. - лечь на спину, руками опереться о пол у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза, - вдох. Опираясь руками и ногами о пол, сделать мостик. Вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.
8. И. п. - поставить два стула спинками внутрь, сесть, ноги развести в стороны шире плеч, туловище наклонить до горизонтального положения. Руки разведены в стороны, лежат на спинках стульев. Покачивание вверх—вниз с прогибанием в грудной части и подниманием головы. Темп средний. Дыхание произвольное.
9. И. п. - стать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Наклониться назад - вдох, сильно прогнуться в грудной части, опираясь согнутыми руками о стену до касания се лбом. Темп медленный. Вернуться в и. п. - выдох.
Дыхательная гимнастика игрового характера
для детей 4-7 лет*
(рекомендации для родителей и педагогов)
Вводная часть
Обычная ходьба. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Проверяя осанку перед зеркалом, голову не опускать, встать прямо, плечи опустить и отвести назад. Грудную клетку развернуть. Дети выполняют упражнения, в строках стихотворения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы проходим на носках
И пойдём на пятках,
А затем - как все ребята
И как мишка косолапый.
Основная часть
1. «Куры».И. п. - наклониться пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову: вдох - основная стойка, руки к плечам: выдох - наклон вперёд, произнести «тах-тах-тах», похлопывая себя при этом по коленям. Повторять упражнение 3-5 раз.
2. «Самолёт».И. п, - основная стойка - вдох - поднять голову, развести руки в сторону ладонями вверх; выдох — поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза - и. п.
3. «Насос».И. п. - основная стойка: вдох- и.п.; выдох - наклон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища.
Это очень просто - покачай насос и ты,
Вправо, влево руками скользя.
Назад и вперёд наклониться нельзя.
Повторить упражнение 4—6 раз.
4. «Большой и маленький дома».И. п - основная стойка: вдох - встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох - присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза - ходьба по залу. Повторить 4-6 раз.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Мишка наш пошёл домой,
Да и крошка заинька.
5. «Цветы».И. п. - основная стойка- дети по команде взрослого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперед, отводят назад, при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой.
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперед и назад,
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались быстро в цветочном букете.
Повторить упражнение 6-8 раз.
6. «Ёж».И. п. - лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой. Вдох - и. п., выдох - обхватив руками колени, прижать их к груди. Пауза – потянуться.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому ч го он продрог,
Лучик ёжика коснулся -
Ёжик сладко потянулся,
Повторить упражнение 4-6 раз.
7. «Трубач».И. п. - сидя, кисти сжаты, имитируя держание трубы. Поднося руки ко pтy, дети произносят стихотворение:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
Заключительная часть.
«Катаемся на лыжах»
Ходьба по залу: выполнять шаг лыжника, одна рука впереди, вторая сзади; через каждые 15-20 шагов выполнять спуск с горы, произнося :«ух-х-х».
Мы идём сейчас на лыжах.
То быстрее, то потише.
Пусть высокая гора -
Не боится детвора!
Продолжительность 30-50 с. Ходьба с правильной осанкой, упражнение на восстановление дыхания и расслабления.
Консультации для воспитателей
Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью.
1 младшая группа
1.
Утренняя гимнастика
Дать первоначальные знания детям оздоровье. Подвести к осознанному отношению к своему здоровью. Прививать привычку к здоровому образу жизни.
Ежедневно
2.
Физкультурные занятия
Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств.
2 раза в неделю
3.
Прогулки на свежем воздухе
Оздоровительный эффект
ежедневно
Воспитатели
4.
Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья)
Оздоровительный эффект
Ежедневно
Воспитатели
5.
Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком
Профилактика заболеваний
Ежедневно
Воспитатели
6.
Физкультминутки
Снятие напряжений и усталости
Ежедневно
Воспитатели
7.
Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», Е Благинина «С добрым утром», Я.Аким «Мыло», В. Берестов «Кошкин щенок», Устное народное творчество, заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Чистая водичка моет Ване личико», «Всем дает здоровье молоко коровье».
Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки.
Ежедневно по плану
Воспитатели
8.
Занятия по валеологии: - «Кто что ест», «Кто как умывается», «Вот и люди спят», «Оденем куклу Катю гулять»,«Выкупаем куклу Катю»,«В гостях у доктора», «Научим Петю умываться»,«Научим Незнайку накрывать на стол»
Воспитывать осознанное отношение кушать фрукты и овощи (витамины). Привитие культурно-гигиенических навыков. Помочь детям понять, что необходим сон для здоровья. Уточнить представления детей о назначении одежды и учить последовательности одевания. Уточнить последовательность раздевания. Учить аккуратно, складывать. Воспитывать доброе отношение к доктору, он заботится об их здоровье. Формировать навыки еды. Закрепление культурно-гигиенических навыков еды.
По плану
Воспитатели
8.
Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья».
Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.
Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.
По плану
Воспитатели
Вторая младшая группа, Средняя группа
1.
Утренняя гимнастика
Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье.
Ежедневно
2.
Физкультурные занятия
Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности.
Два раза в неделю
Инструктор по физической культуре
3.
Прогулки на свежем воздухе
Оздоровительный эффект
Ежедневно
Воспитатели
4.
Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта)
Профилактика заболеваний, учит чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зубах.
Ежедневно
Воспитатели
5.
Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком
Профилактика заболеваний
Ежедневно
Воспитатели
6.
Физкультминутки
Снятие напряжений и усталости
Ежедневно
Воспитатели
7.
Занятия по валеологии:
- «Грязные и чистые руки», «Овощи», «Для чего нужна зарядка», «Здоровые зубки», «Зимняя прогулка», «Уложи куклу Катю спать», «Закаляйся, будешь здоров»,«Экскурсия в медицинский кабинет»
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит.
С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье.
По плану
Воспитатели
9.
Работа с родителями:
- родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
- консультации «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно, грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья».
Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.
Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.
По плану: Воспитатели
Старшая и подготовительная группа
1.
Утренняя гимнастика
Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье.
Ежедневно
2.
Физкультурные занятия
Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности.
Ежедневно
Инструктор по физической культуре
3.
Прогулки на свежем воздухе
Оздоровительный эффект
Ежедневно
Воспитатели
4.
Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта)
Профилактика заболеваний, учить чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зубах.
Ежедневно
Воспитатели
5.
Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком
Профилактика заболеваний
Ежедневно
Воспитатели
6.
Физкультминутки
Снятие напряжений и усталости
Ежедневно
Воспитатели
7.
Занятия по валеологии:
-«Можно ли есть немытые овощи и фрукты»
- «Чистим зубы правильно»
- «Для чего нужна зарядка»
- «Как уберечь себя от простуды»
- «Как ухаживать за волосами»
- «Одеваюсь по погоде»
Дидактические игры.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит. Фомировать представления детей о микробах, которые живут на немытых овощах, руках.
По плану
Воспитатели
8.
Чтение художественной литературы: А Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», З. Александрова «Вкусная каша», «Федорино горе», Устное народное творчество потешки, загадки , пословицы, поговорок.
Заучивание стихов: И.Демьянова «Умывалочка», «Письмо ко всем детям по очень важному делу».
С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье.
По плану
Воспитатели
9.
Работа с родителями:- родительское собрание «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
-консультации : «Здоровье вашего ребенка», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Азбука роста», «Витамины наши друзья».
- стенд «Антропометрические данные о детях в динамике».
Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.
Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.
По плану
Воспитатели
10.
День здоровья.
Занятие «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», беседа «Как правильно чистить зубы», подвижные игры на воздухе.
Формировать представления о здоровье, о значении Солнца, воды, и воздуха для человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(277) "Инструкции для проведения инструктажей по безопасности жизнедеятельности с обучающимися во время проведения занятий по физической культуре и спорту"
["seo_title"] => string(80) "instruktsii_dlia_proviedieniia_instruktazhiei_po_biezopasnosti_zhizniedieiatiel_"
["file_id"] => string(6) "427977"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1505232730"
}
}