Просмотр содержимого документа
«Показатели РАС, работа с ребенком в группе»
МБДОУ «Детский сад «Светлячок» Показатели РАС, работа с ребенком в группе
Подготовила:
Абдрафикова З.И., педагог-психолог
Что такое дети с РАС?
Расстройства аутичного ( аутистического ) спектра у ребенка – это психические отклонения, что проявляются в проблемах с общением, социализацией, речью, повторяющихся навязчивых движениях. Сокращенно – РАС. Как правило, являются генетически унаследованными. Впервые возникают в раннем младенческом возрасте или в первые годы жизни. Реже – с наступлением полового созревания, юности.
Актуальность
увеличение количества детей с РАС;
развитие системы инклюзивного образования в РФ;
необходимость повышения качества жизни;
трудности социализации.
Цель: коррекционная помощь детям с РАС
Задачи:
развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
формировать коммуникативные умения;
стимулировать звуковую и речевую активность.
Какие показатели являютсяотклонением от нормы?
Основными показателями являются:
Социальная дезадаптация.
Невосприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям.
Замедление темпов развития или регресс психики.
Какой интеллект у детей с РАС?
У детей с РАС интеллект по показателям ниже, чем у детей с нормальным развитием, но, в то же время выше, чем у детей с умственной отсталостью.
Словарный запас и механическая память могут быть выше нормальных показателей, но общие знания и понимание определенных наук при этом может быть ниже нормы.
Особенности мышленияу детей с РАС
Ассоциативное мышление .
Аналитическое мышление .
Нестандартное мышление .
Особенности взаимодействия
детей с РАС с другими детьми
Отсутствие стремления к общению со сверстниками, игнорирование или активное(иногда агрессивное) отвержение попыток вступить в контакт.
Особенности проблемного поведения ребенка с РАС
РебеноксРАС может:
-игнорировать просьбы,
-отказываться их исполнять;
-вести себя социально неприемлемым образом
Для ребёнкасаутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
К какой категории относятся дети с расстройствами аутистического спектра?
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ . Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Образование и «вхождение в жизнь» так называемого «сложного» ребенка остается трудноразрешимой задачей его семьи.
- снижения тревожности и частоты проявления нежелательного поведения.
Какие речевые диагнозы могут быть у ребенка с РАС?
Из типичных симптомов можно выделить:
трудности установления контакта и коммуникации;
монотонность поведенческих факторов;
ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.
методические требования :
любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной последовательности, в одних и тех же высказываниях;
речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
после выполнения задания педагог должен обязательно обращать внимание ребёнка и окружающих на его успехи.
Какие занятия можно проводить с детьми с РАС?
Подражание стуку (имитация). Цель: подражание при использовании различных предметов действиям взрослого как условие социального опыта.
Найди игрушку (визуальное восприятие). Цель: развитие визуального внимания, памяти, удерживание представления о предмете в течение короткого периода.
Что в песке? Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности.
Части тела и лица (имитация действий педагога). Цель: формирование пространственных представлений.
Вспомни и покажи. Цель: развитие памяти, внимания.
Змейка. Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?
«Изображаем все шесть эмоций» . Дайте ребёнку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию: страха, гнева, отвращения, печали, радости, интереса, удивления.
«Угадываем эмоцию» . Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.
«Читаем эмоции» . Посмотрите лицо на картинке и обсудите с ребёнком, какие эмоции в разные моменты выражает это лицо.
«Изображаем эмоцию с помощью движений тела» . Попробуйте вместе с детьми изобразить эмоцию с помощью движений тела, не выдавая её лицом.
«Угадываем эмоцию по голосу» . Можно угадывать эмоции, вообще не видя человека, только по голосу, по интонации, с которой произносится фраза.
«Рисуем линии эмоций» . Возьмите фломастер или карандаш. Пусть ребёнок на свой вкус нарисует, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия.
«Рисуем цвет эмоций, Возьмите гуашь и попросите ребёнка подобрать цвет для каждой эмоции (грусть, страх, отвращение, гнев, спокойствие). Цвета можно смешивать.
«Рисуем своё настроение» . Попробуйте вместе с ребёнком рисовать настроение каждый день и замечать, какие будут происходить изменения .
Особенности работы с родителями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра
Социальное сопровождение
Медицинское сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение
Коррекционное сопровождение
вывод
Только вера в успех способствует развитию ребёнка. Будут дни, когда вера будет ослабевать, но её нужно подогревать новыми идеями и занятиями. Если вы видите, что прогресса в какой-то области нет, значит нужно немного сменить направление и идти вперед.