kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радость» г. Цимлянска


347320, Ростовская область, г. Цимлянск, пер. Школьный, 4. ИНН 6137003771 тел. 8(86391)2-21-38



ПРИНЯТО:

Решением Педагогического совета

МБДОУ д/ с «Радость»

Протокол №___   от  «__» ____ 2017г.

 УТВЕРЖДАЮ:

   Заведующий МБДОУ д/ с «Радость»

____________ Л.И. Ерофеева

Приказ №___   от  «__» ____ 2017г.









ПОЛОЖЕНИЕ

об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

в МБДОУ детский сад «Радость» г. Цимлянска




















I.      Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад «Радость» г. Цимлянска (далее – МБДОУ), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать общее образование по месту жительства в образовательных учреждениях (либо в максимально близко расположенных), которые создают условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

    2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26.

    3. В Положении используются следующие понятия:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    2. Задачи инклюзивного образования:

  • создание эффективной системы психолого-­педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;

  • освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.



II. Организационная структура при организации инклюзивного образования

    1. В разработке, ресурсном обеспечении, реализации и корректировке результата инклюзивного образования в Цимлянском муниципальном поселении участвуют: отдел образования Администрации Цимлянского района, территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, МБДОУ.

      1. Отдел образования Администрации Цимлянского района :

  • координирует деятельность МБДОУ по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

  • проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

  • осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов;

  • определяет МБДОУ, в которых организуется инклюзивное образование для лиц с ОВЗ;

  • принимает решение об открытии в МБДОУ групп, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ;

  • оказывает консультационное сопровождение по организационно-управленческим аспектам;

  • инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования обучающихся с ОВЗ на территории Цимлянского муниципального посмеления;

  • анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;

  • осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью МБДОУ по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного доступного и качественного общего и дополнительного образования;

  • управляет изменением образовательной парадигмы, совершенствованием инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики.

      1. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Цимлянского района:

  • осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психологическом развитии детей;

  • готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

  • подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные комиссией рекомендации.

      1. МБДОУ:

  • самостоятельно разрабатывает и утверждает положение об инклюзивном образовании;

  • разрабатывает и утверждает адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

  • реализует адаптированные образовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;

  • организует и реализует внеурочную и (или) досуговую деятельность обучающихся с ОВЗ с учетом психофизиологических особенностей развития, а также их интересов и пожеланий родителей (законных представителей);

  • осуществляет личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, создают условия для социализации детей с ОВЗ;

  • проводит мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ в МБДОУ;

  • обеспечивает необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение МБДОУ специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием;

  • организует работу тьюторов (ассистентов), обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;

  • взаимодействует в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;

  • осуществляет контроль за освоением обучающимися с ОВЗ образовательных программ.



III. Организация инклюзивного обучения

    1. Инклюзивное образование детей в МБДОУ может быть организовано:

  • посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в группе общей направленности;

  • посредством открытия группы компенсирующей направленности;

  • посредством открытия группы оздоровительной направленности;

  • через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством открытия группы кратковременного пребывания, консультативного пункта, центра игровой поддержки ребенка и др.).

    1. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: 

  • полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают МБДОУ наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;

  • частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;

  • точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

    1. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

    2. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в МБДОУ являются:

  • создание адаптивной среды;

  • повышение квалификации педагогических и руководящих работников;

  • работа психолого–медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

    1. Прием обучающихся с ОВЗ в МБДОУ для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

    2. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

    3. Решение о создании в МБДОУ групп инклюзивного образования принимается управлением образования Администрации Цимлянского района на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения.

    4. Ходатайство МБДОУ должно содержать:

  • список обучающихся для зачисления в группу инклюзивного образования;

  • копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельной группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье);

  • копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка;

  • подтверждение наличия в МБДОУ специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.

    1. Сведения об организации инклюзивного образования в МБДОУ ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

    2. Этапы реализации инклюзивного образования в МБДОУ:

      1. Предварительный этап:

  • предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей);

  • определение модели инклюзивного образования;

  • определение воспитателя(ей) и группы, в которую зачисляется обучающийся с ОВЗ;

  • определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов);

  • заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в МБДОУ;

  • разработка адаптированной образовательной программы МДОУ.

      1. Диагностический этап:

  • устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;

  • организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;

  • по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;

  • в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель МБДОУ информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;

  • вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

      1. Основной этап:

  • корректировка адаптированной образовательной программы МДОУ в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;

  • реализация адаптированной образовательной программы;

  • мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.



IV. Организация образовательной деятельности при инклюзии

    1. Общая наполняемость группы и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельной группе для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

    2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.

    3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

    4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

    5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и организованной образовательной деятельности, которое определяется МБДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

    6. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется МБДОУ самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.

    7. Адаптированные образовательные программы реализуются МДОУ как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.

    8. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ.

    9. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.



  1. Финансирование инклюзивного обучения



    1. Финансирование МБДОУ, осуществляющего инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

    2. Размер доплат и надбавок воспитателям, осуществляющим коррекционную работу, устанавливается МБДОУ самостоятельно.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Савченко Любовь Александровна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Выпускная квалификационная работа "Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы" "
    ["seo_title"] => string(150) "vypusknaia-kvalifikatsionnaia-rabota-proghramma-individual-nogho-soprovozhdieniia-riebionka-s-ovz-kak-chast-adaptirovannoi-obrazovatiel-noi-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "230181"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442031314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства