Понятие и структурные особенности педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
Понятие и структурные особенности педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс, приобретают новые качественные характеристики и изменения. Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие и структурные особенности педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Жунусова Камила
Менеджмент в управлении ДОУ
(г. Павлодар, Казахстан)
Понятие и структурные особенности педагогического процесса
в условиях дошкольного образовательного учреждения
На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс, приобретают новые качественные характеристики и изменения. Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки. Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ.
Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление. Проблемы изучения педагогического процесса были охарактеризованы в работах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича [1, c. 102].
В науке существует множество определений понятия «педагогический процесс». Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи [2, с. 173].
Так, педагогический процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. В узком смысле педагогический процесс представляет собой сосредоточение содержания обучения, его средств, форм, методов организации на какой – то более конкретной задаче [2, с. 173].
Рассмотрим определения понятия «педагогический процесс» в трудах ученых.
Б. Т. Лихачев рассматривает педагогический процесс как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. По его мнению, педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой - содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых [3, с. 102].
М. А. Данилов понимает педагогический процесс как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Педагог считает, что педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям [4, с. 67].
Г.М. Коджаспирова определяет педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [5, с. 56].
По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации» [6, с. 38].
Ш. А. Амонашвили характеризовал педагогический процесс как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала [7, с. 38-39].
Итак, изучив определения педагогического процесса, мы выяснили, что педагогический процесс - это помощь ребенку (Ш. А. Амонашвили) , это взаимодействие воспитателя и воспитуемых (Ю. К. Бабанский), это совокупность процессов ( М. А. Данилов), это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения (Г. М. Коджаспирова), это определенную система, компоненты которой - содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых (Б. Т. Лихачев).
Исследователи выделяют в развитии педагогических процессов различные этапы. Так, И. П. Подласый выделяет:
подготовительный;
основной;
заключительный [2, с. 173].
Остановимся подробно на каждом этапе.
На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания на современном этапе это концепция личностно – ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка [2, с. 173].
Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбирая компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы и прогнозированием результатов.
На втором основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку внести изменения и дополнения в реализацию воспитательно-образовательных задач [2, с. 173].
На третьем заключительном этапе производится анализ результатов и установление причин образования недостатков в воспитании. Еще раз рассматривается правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным [2, с. 174].
Итак, этапы педагогического процесса являются важным составляющим звеном педагогического процесса, при этом этапы педагогического процесса имеют свою структуру и содержание, где каждый из них подразумевает определенные цели и задачи.
Рассматривая структуру педагогического процесса, можно выделить его структурные компоненты. Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (воспитанника, детского коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности [5, с. 58].
Деятельность педагога - деятельность специально подготовленного специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа и трансформированными в профессиональном сознании воспитателя [5, с. 58].
В структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты:
Содержательно-целевой;
Организационно-деятельностный;
Эмоционально-мотивационный;
Контрольно-оценочный [5, с. 58].
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные), с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания. Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий [5, с. 59].
В качестве организационно-деятельностного компонента педагогического процесса рассматривается управление воспитательной деятельностью педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников [5, с.60].
Эмоционально-мотивационный компонент педагогического процесса характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса [5, с.60].
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя, прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности [5, с. 60].
С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.
Важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии [5, с.61].
Таким образом, в содержательно-целевом компоненте педагогического процесса важно учитывать взаимосвязанные цели воспитания, которые наполняется определенным содержанием знаний, умений и навыков. При формировании организационно-деятельностного компонента педагогического процесса осуществляется управление и организация воспитательной деятельности. В основе эмоционально-мотивационного компонента лежат эмоциональные отношениями между его субъектами. В качестве заключительного компонента выступает контрольно-оценочный, подразумевающий контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников т. е. подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогический процесс является важной частью любого образовательного учреждения, так как правильно организованный педагогический процесс способствует успешному усвоению детьми новых знаний, умений и навыков. С помощью этапов педагогического процесса можно создать среду, в которой происходит активное взаимоотношение воспитателя и воспитуемых, так как каждый этап подразумевает определенные цели и задачи воспитания и обучения.
Список используемых источников:
Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П. Ф. Каптерев ; под.ред. А. М. Арсеньева;Акад.пед.наук. - М.: Педагогика, 1989. – 703 с.
Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А. Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Издательство Владос, 2010. – 648с.
Данилов М. А. Педагогический процесс как объект педагогической теории/Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост.и ред. Э. Г. Костяшкин. – М.,1989. – С. 54-84
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
Амоношвили Ш. А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 254 с.