Просмотр содержимого документа
«Порядковый и обратный счет»
ТЕМА: «Методика ознакомления с порядковым счетом. Методика ознакомления с обратным счетом»
Цель:
Изучить методики обучения детей порядковому и обратному счету, умению правильно называть и использовать порядковые числительные; развивать понимание, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.
Предварительная работа
После выработки счетных навыков, умения отвечать на вопрос «сколько?» знакомим детей с порядковым счетом, учим отвечать на вопрос «который?».
Особенности наглядного материала
Множества, состоящие из разных предметов, называемых одним словом (овощи, фрукты, фигуры и т. п.).
Методика обучения
В средней группе дети считают в пределах пяти, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка. Необходимые знания даются небольшими порциями.
В средней группе:
1. Понимание значения порядковых числительных (мотивация использования порядкового счета).
2. Правильное называние и использование порядковых числительных (первый, второй, третий,...).
3. Различение вопросов: «сколько?» и «который?».
4. Понимание различных формулировок вопросов: «который?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?».
6. Понимание того, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.
Фрагмент 1:
Программная задача: познакомить с порядковым счетом.
Наглядный материал: картинки с овощами.
Ход:
— Что это? Что это?...
— Как их можно назвать одним словом?
— Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»?
— Посчитайте! Сколько овощей?
— Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый».
— Давайте посчитаем вместе!
Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулировки вопросов.
— Который огурец?
— Какой по порядку помидор?
- На котором месте лук?
— Что на пятом месте?
— Поменяй местами огурец и лук!
— Который был лук? Который стал?
— Поставь помидор вторым!
— Что изменилось?
Фрагмент 2:
Программная задача: научить различать и понимать словосочетания «количественный счет» и «порядковый счет».
Наглядный материал: геометрические фигуры (рис.).
Ход:
— Что это? Что это?...
— Как их можно назвать одним словом?
— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур?
— Посчитайте! Сколько?
— Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их количество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количественный счет, он показывает количество предметов.
— Повторите хором: «Количественный счет».
Индивидуальные вопросы:
— Посчитай количественным счетом!
—- Каким счетом посчитал Миша?
— А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура?
— Который треугольник?
— Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат?
— Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов.
— Повторите хором: «Порядковый счет».
Индивидуальные вопросы:
— Посчитай порядковым счетом!
— Каким счетом посчитала Маша?
Фрагмент 3:
Программная задача: показать, что количество предметов не зависит от направления счета (закон «сохранения количества»), а порядок зависит.
Наглядный материал: геометрические фигуры (см рис.).
Ход:
— Что это? Что это?
— Маша, посчитай количественным счетом слева направо.
Сколько?
— Миша, посчитай количественным счетом справа налево.
Сколько?
Замечание: дети старшей группы уже могут считать без внешних действий, но здесь мы просим вызванного ребенка посчитать вслух, показывая на предметы.
— Что можно сказать?
— Количество предметов не зависит от направления счета.
— Петя, посчитай порядковым счетом слева направо.
— Который овал?
— Оля, посчитай порядковым счетом справа налево.
— Который теперь овал? А был? А стал?
— Почему это произошло?
— Порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вопросы на закрепление
— Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?
— Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?
— Как называется счет, которым я считаю?
— На какой вопрос я отвечаю?
Задания на усложнение
— Отсчитай семь треугольников.
— Между первым и вторым поставь круг.
— На котором месте круг?
— Поставь круг четвертым.
— Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Дети рассматривают ряд предметов и обсуждают их количество и порядок. Дается установка запомнить данную последовательность. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами или убирает один предмет. Затем обсуждаются вопросы: «Который был? Который стал?». В подготовительной группе можно менять местами или убирать сразу до трех предметов);
«Угадай вопрос». (Одному ребенку на ушко задается вопрос или задание, он его выполняет, дети угадывают, о чем его спросили.);
«Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев». (Обсуждается прочитанная сказка, количество героев, порядок их появления и пр.);
«Рассчитайся по порядку». (Подвижная игра, можно проводить на занятиях по физкультуре.);
«Магазин». (Сюжетная игра, в процессе которой обсуждается количество товара, порядок в очереди и пр.).
Методика ознакомления с обратным счетом (задача 7)
Предварительная работа
В подготовительной группе после выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке формируем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).
Особенности наглядного материала
Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера.
Счетная лесенка:
О о О о •
о о о •
о о •
о •
о
Методика обучения
Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Просим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности.
Фрагмент:
Программная задача: познакомить с обратным счетом в пределах пяти.
Наглядный материал: пять желтых кленовых листьев. Ход:
— Что это?
— Это листья какого дерева?
— Какого они цвета?
— Почему они желтые?
— Что еще происходит с листьями осенью?
—-Сколько листьев?
— Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось.
Замечание: необходимо это делать быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Вначале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. Последний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке.
— Пять, четыре, три, два, один.
— Попробуйте по памяти повторить.
— Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет».
— Как вы думаете, почему он так называется?
— Петя, посчитай обратным счетом!
— Каким счетом посчитал Петя?
Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение
— Посчитай от одного до десяти!
— Посчитай от десяти до одного!
— Посчитай прямым счетом!
— Посчитай обратным счетом!
— Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.)
— Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.)
— Назови последующее число!
— Назови предыдущее число!
— Назови соседей числа 7.
Дидактические игры
«Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывают числовые и цифровые карточки в нужной последовательности или исправляют неправильный ряд.);
«Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Поймав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др.