Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями дома. И поэтому только воспитатель совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни. Из опыта работы по взаимодействию ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе  Что же больше волнует родителей будущих первоклассников? Началом нашей работы стало анкетирование, опрос родителей, который мы провели в сентябре 2017 года. Что же должен уметь будущий первоклассник? Ответом большинства родителей стало умение читать, считать и писать. Что больше тревожит родителей при поступлении в 1класс? Тревожатся родители - «В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?». Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот здесь -то впервые серьезно встал вопрос, что на первом месте для родителей занимают учебные навыки и знания, а вот заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план. Мы провели первое собрание, для родителей будущих первоклассников на тему: «Что такое психологическая готовность к школе?». В котором показали как необходимо при подготовке ребенка к школе развивать эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Как же найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться. В качестве базовых составляющих готовности к началу обучения в школе мы выделили три направления по которым строилась работа в течении года Эмоциональная готовность к школе:,  Социальная готовность к школе:, Интиллектуальная готовность к школе: Социальная готовность к школе:больше всего мы уделили внимание Роль режима будущего школьника. Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными. Среди родителей был проведен конкурс на «Лучший режим школьника». Родители с большим интересом отнеслись к этому конкурсу, потому что правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Физинструктор один раз в месяц проводит школу «Успевайки», которую с удовольствием посещают родители с детьми. Разные игры и эстафеты, тесты и задания учат детей и родителей быть собранными, внимательными и успевать в различных ситуациях. Проводятся такие игры как «Собери портфель», «Правильно перейди дорогу» Эстафеты «По дороге в школу», « Не опоздай на урок» Тестовые задания «Учимся чувствовать время», «Лесенка», «Рабочее место» В группе каждое утро ребят встречает «Опоздайка», который поселяется на шкафчике того ребенка, который опоздал в детский сад. Таким способом воспитатели вырабатывают дисциплину в режимных моментах группы, что в дальнейшем положительно повлияет на успеваемость школьника. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место, и поэтому в помощь родителям на этапе подготовки детей к школе был проведен мастер-класс « Как правильно организовать рабочее место для первоклассника». Здесь родители получили знания как правильно, заранее подготовить в семье рабочее место ребенка. Очень важна освещенность рабочего места, как правильно подобрать рабочий стул, как не переусердствовать в украшении стола различными предметами…и т.д. Также проводятся индивидуальные консультации и беседы на тему: «Как развивать самостоятельность ребенка», Дошкольная « видео-панорама» каждый квартал собирает активных родителей для просмотра видеороликов, слайдовых презентаций и фоторепортажей о жизни детей в детском саду. Эмоциональная готовность к школе: Способность выдерживать нагрузки; Способность выдерживать разочарования; Не бояться новых ситуаций; Уверенность в себе и своих силах Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Как повысить самооценку ребенка? Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка? Малыш неоднократно слышал от родителей и воспитателей, что в школе труднее, чем в саду, надо делать уроки и могут поставить двойку. В нашем детском саде воспитателями подготовительной группы ведется азбука общения с детьми и родителями. На занятиях с детьми рассматриваются различные ситуации: « Один дома», «Школьная переменка», «Как я готовлюсь к школе» и т.д., Проводятся с родителями различные беседы: 2. Чем будет заниматься ребенок дома после школы? 3. Кто будет помогать ребенку в учебе дома? 4. Вы любите, когда вашего ребенка хвалят? Проводятся занятия с родителями «Какой я (эмоционально-волевая готовность, развитие самооценки)», «Отношения ребенка со сверстниками и со взрослыми» Проведенное собрание на тему « Об особенностях эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста и эмоционально-волевой готовности ребенка к школе», помогло родителям разобраться в различных затруднительных вопросах касающихся подготовке будущего первоклассника. А также проведение конкурса среди родителей и детей на лучшее сочинение веселых сказок и истории про школу, «Жил-был школьный звонок», «Страна Знаек» - где у детей появилось большое стремление и желание учиться в школе. Еще одной результативной формой работы в нашем детском саду является творческий клуб «Семейные посиделки». Клубная форма организации предполагает, что все ее участники активно и заинтересованно участвуют в мероприятиях клуба. В этом клубе проводятся совместные праздники, развлечения которые сплачивают и родителей и детей. Вызывают положительные эмоции и радость встреч. Интеллектуальная готовность к школе: Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – речи, памяти, внимания, мышления, воображения. На занятиях в детском саду обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но мы решили большее предпочтение отдать моторной готовности к школе, зная, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие «Занимательная домашняя игротека игр с пальчиками»- создает благоприятный эмоциональный фон, развивает т умение подражать взрослому. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит освоение навыков письма. В группе имеется уголок "Развивающие игры для детей, их родителей ", Особенность данного уголка заключалась в том, что дети, педагоги и родители не только обучаются играм, но и имеют возможность самостоятельно поиграть . На конкретных примерах родители убедились, что игры способствуют развитию и формированию памяти, восприятия, внимания, воображения, логического мышления, побуждают ребенка к творчеству. Дни открытых дверей - где родители имеют возможность прийти в группу на занятия и понаблюдать, чем занят ребенок. Педагог при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями, демонстрируя при этом корректные, позитивные способы взаимодействия и с родителями и их детьми. На занятиях такого вида ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов. Главное – каждый родитель должен быть уверен в хорошем отношении педагогов к его ребенку. |