kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение познавательной компетентности в процессе ознакомления с геометрическими фигурами и телами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной компетентности в процессе ознакомления с геометрическими фигурами и телами»



Повышение познавательной компетентности

детей старшего дошкольного возраста

в процессе организованной учебной деятельности

при ознакомлении с геометрическими фигурами и телами

Герклотц О. С.

воспитатель мини-центра «Нуршуак» при КГУ СОШ №59 г. Караганда

Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике.

В государственной программе «Біз мектепке барамыз» целью образовательной области «Познание» является формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем. [1]

Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира.[2]

Так, как в нашем ДУ годовой задачей было поставлено развитие и повышение познавательной компетентности, отметила, что дошкольники различают и называют геометрические фигуры, но при этом не могут дать точной формулировки геометрическим фигурам, а также затрудняются в словесном различении плоскостных фигур и объёмных тел. В связи с этим я разработала проект: «Геометрия для дошкольников» по теме: Повышение познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной учебной деятельности при ознакомлении с геометрическими фигурами и телами. Для выявления качества своей работы я разработала критерии оценки уровня познавательной компетентности по разделу геометрические фигуры, которые представлены ниже. Так как в диагностическом инструментарии, в Картах компетентностного уровня развития дошкольников по разделу геометрические фигуры используется только один критерий оценки, который не отражает полной картины необходимых дошкольникам знаний.

Целю проекта является: Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, формирование сенсорных эталонов в процессе развития элементарных математических представлений.

Критерии оценки уровня познавательной компетентности дошкольников: (рисунок 2)

  • Различает и правильно называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, овоид, параллелепипед).

  • Даёт точную формулировку геометрическим фигурам и телам (отвечает на вопрос: что такое круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

  • Понимает и объясняет различие плоскостных и объёмных форм (например квадрат плоский, куб объёмный, куб состоит из квадратов)

  • Знае т и называет основные признаки геометрических фигур (форма, размер, цвет), умеет изменить заданную фигуру по разным признакам.

  • Составляет из геометрических фигур реальные предметы, читает технический рисунок (схему)

Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.[2].

В своей работе я использовала широко известные дидактические игры и игровые упражнения, в которых дети учатся различать и называть геометрические фигуры, «Подбери по форме», «На что похоже?», , «Магазин», «Домино», «Геометрическое лото», «Почини одеяло», «Разложи в коробки», «Найди пару», «Найди свой домик», «Найди и назови», «Составь геометрическую фигуру», «Какой фигуры не стало», «Из каких фигур составлено?», [3] а также разработала дидактические игры чтобы научить различать и называть геометрические тела «Назови геометрическую фигуру или геометрическое тело» (различать объёмные и плоскостные фигуры), «Найди предмет такой же формы» (выделять геометрические тела в окружающих предметах), «Займи своё место» (геометрические тела разложить на цифры в соответствии с количеством сторон).

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Представления о форме развивают не только в специальной организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений, но и в свободной деятельности.

При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Следует задавать с этой целью такие вопросы: «Почему вы думаете, что тарелка круглая, а платок квадратный?», «Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр?» и т. п. Дети описывают форму предметов, выделяя и описывая основные признаки геометрической фигуры. В этих упражнениях нужно подвести детей к логической операции — классификации предметов.

И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.[4]

В результате проведённой работы мною были достигнуты значительные результаты. Исследование позволило установить динамику развития уровня представлений о форме предметов у старших дошкольников. Дети научились устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами, приучились различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. У дошкольников стало развиваться умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

В ходе исследовательской работы были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития уровня познавательной компетентности дошкольников. Об эффективности проделанной работы можно судить по представленной ниже диаграмме.(рисунок 1) Обобщенный опыт может быть использован воспитателями ДУ.


Диаграмма уровня развития познавательной компетентности дошкольников

5 – 6 лет за 2013 – 2014 учебный год (раздел геометрические фигуры)


Список литературы

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» – Астана, 2009. – 417 с.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.

Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.

Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.









Фамилия, имя ребёнка

раздел: Геометрические фигуры

Различает и правильно называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус)

Даёт точную формулировку геометрическим фигурам и телам (отвечает на вопрос: что такое круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Понимает и объясняет различие плоскостных и объёмных форм (например квадрат плоский, куб объёмный, куб состоит из квадратов)

Знае т и называет основные признаки геометрических фигур (форма, размер, цвет), умеет изменить заданную фигуру.

Составляет из геометрических фигур реальные предметы, читает технический рисунок (схему)
















Карта диагностики уровня развития познавательной компетентности дошкольников по разделу геометрические фигуры


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Герклотц Ольга Салимьяновна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства