Предварительная работа: чтение стихов русских поэтов об осени
А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, Ходякова М.,и др.;
Беседа о поздней осени, ее признаках;
рассматривание иллюстраций; наблюдение
за сезонными изменениями в природе на прогулке.
Ход занятия:
Восп-ль: дети, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Восп-ль: Назовите осенние месяцы.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспит-ль: дети, послушайте стихотворение, о какой осени в нем говорится:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… (ранняя осень)
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла. ( золотая осень)
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода. ( поздняя осень)
Восп-ль: О каких признаках осени говорится в стихотворении?
Дети: ( ответы детей)
Восп-ль: в стихотворении говорится о суровой, холодной осени.
Тучи серые, деревья листья сбросили, наступила поздняя, хмурая
осень. Поздней осенью часто идут дожди, иногда снег или снег с
дождем, деревья сбрасывают последние листья, трава засохла,
все птицы и животные готовятся к зиме, люди одевают теплую
одежду.
Физкульминутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Восп-ль: Сегодня я вам предлагаю нарисовать позднюю осень.
Какие краски нам понадобятся?
Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрацию о поздней осени.
Восп-ль: какого цвета небо, трава, какие деревья?(ответы детей)
(воспитатель рассказывает детям как получить эти неяркие краски,
Чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если рисовать тучи, то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет листьев и травы – бурый, смешайте зеленую краску с желтой и коричневой.
Восп-ль: подумайте о своей картине и начинайте рисовать.
Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей, у которых не получается, помогает.
Восп-ль: посмотрите на свои картины, что у вас получилось? Какое настроение картины? Оно очень грустное, почему? (деревья без своих нарядов, небо хмурое, трава пожелтела).