Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности о театре. Рассказывает о возникновении театра, видах театрализованной деятельности, театрах родного города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная НОД "Волшебный мир театра"»
Познавательная НОД «Волшебный мир театра»
Цель: Развитие интереса к театрализованной деятельности, используя новые технологии: презентация «Знакомство с театром».
Задачи: формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний; познакомить с основными видами театра, театрами родного города; знакомить детей с правилами поведения в театре; воспитывать культуру поведения в театре.
Ребята, а вы знаете, что такое театр? Театр – это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты. Послушайте стихотворение Татьяны Григорьевой «Волшебный мир - театр».
Театра мир откроет нам свои кулисы, и мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений, любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца, и всем свои таланты показать.
И вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка, пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым, добро над злом опять пусть победит!
На нашем занятии мы совершим путешествие в необыкновенный мир театра.
Театральное искусство возникло давно, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – это игра. Сначала были игры и обряды первобытных народов. Местом зарождения театрального искусства можно считать Древнюю Грецию.
В древние времена существовали пьесы только двух жанров – трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актеры (изначально на сцене было всего два) выступали в огромных масках. Женщины не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин.
Театры бывают различных видов. Какие виды театров вы знаете? (В драматическом театре показывают спектакли веселые и грустные. В театре балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. А ещё есть музыкальный театр и мюзикл. В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем поют. В театре юного зрителя проходят постановки для детей, загримированные актеры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях – управляют куклами и озвучивают их своими голосами.).
Куклы тоже бывают разными: из перчаток, пальчиковые, марионетки, театр теней.
В нашем городе, Ярославле, есть несколько театров: Театр Юного Зрителя (показывают кукольные спектакли и драматические); театр им. Ф. Волкова (Волковский театр) там показывают разные представления для взрослых и детей, и Ярославский Камерный театр, камерный, значит, маленькая сцена, играют несколько актеров.
Прежде, чем пройти в здание театра, нужно купить билет в кассе. И вот мы все с билетами проходим в вестибюль. Как здесь красиво, загадочно и культурно. В народе говорят: «Театр начинается с вешалки!» Давайте пройдем в гардероб. Нас вежливо обслужит гардеробщица, примет одежду. Выдаст взамен нее номерки, которые нельзя терять. Звенит первый звонок, зрители проходят в зал, занимают свои места. В дверях зала стоит билетёршу. Не забудьте показать ей свой билет. Она вам подскажет, как быстрее найти свое место в зрительном зале. Прозвучал второй звонок. Он приглашает актёров на сцену. А когда прозвучит третий звонок – это будет означать, что спектакль начинается. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, под стать огромному зрительному залу. Когда начнётся спектакль, эта люстра постепенно погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожекторы.
Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она ещё закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнётся, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий.
Художник-декоратор создаёт не только сами декорации, но и различные предметы обстановки. Благодаря художнику-декоратору, мы можем, например, из дремучего леса попасть в сказочный замок, или во время одного спектакля побывать в разных частях света либо в разных временах года. Без художника-декоратора не может быть яркого, красочного и захватывающего спектакля.
А что же нужно, чтобы оживить наши декорации? (Свет, звук).Управлением света во время проведения спектакля занимается светооператор и делает он это с помощью софитов (специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену). Светооператоры могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звёздное небо и многое другое.
Звук к спектаклю (фонограмму) – готовит человек другой профессии – звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
Актёрам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные, похожие на нашу с вами одежду. Профессия человека, который шьёт и изготавливает костюмы, называется – костюмер. А помещение, где хранятся все костюмы – костюмерная.Актёры исполняют роли, создавая на сцене определённые образы. Актёр как бы превращается в своего героя.
Кто же помогает актёру перевоплотиться в своего героя? Перед спектаклем гримёр накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актёра до неузнаваемости. Грим – это искусство изменения внешности актёра с помощью специальных гримировальных красок, волосяных наклеек, парика, причёски. Но, чтобы стать настоящим актёром, мало иметь подходящий костюм и грим. Нужно уметь многое делать: владеть мимикой (выражением лица), жестами, чётко, ясно произносить текст, пластично двигаться.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр).
Актёры исполняют роли, создавая на сцене определённые образы. Актёр как бы превращается в своего героя.
Суфлёр - работник театра, который следит за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли.
Дирижёр — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки.
И вновь звенит звонок. Первая часть спектакля закончилась и наступил перерыв. Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе (Антракт – зарядка со Снеговиком).
- Сегодня мы с вами узнали, сколько творческих усилий нужно приложить людям разных профессий прежде, чем спектакль придёт к своему зрителю, к нам с вами. Режиссёр поставит спектакль, художники-декораторы оформят его, костюмеры создадут костюмы, гримёры загримируют актёров и, наконец, актёры сыграют роли. А мы, зрители, будем волноваться за любимых героев, горевать, если герои попадут в беду, смеяться удачным шуткам. Вот спектакль подошел к концу. А как мы сможем поблагодарить актеров за их замечательную игру?(Аплодисментами).
- Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Давайте и мы с вами встанем и поаплодируем. Занавес в нашем волшебном мире театра закрывается, и мы возвращаемся в детский сад.
Ребята, мы побывали с вами в театре, как нужно вести себя в театре? Как вы думаете?
Правила поведения в театре:
1. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно, раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.
3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.
4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.
5. Нельзя в театре занимать чужие места!
6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
7. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта.
А сейчас я предлагаю посмотреть нам вместе кукольный спектакль театра Евгения Борисовича Образцова «По-щучьему веленью».
Блиц-опрос о правилах поведения в театре.
Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир театра? А, что именно запомнилось? Театр – незабываемый праздник, который создают не только люди театральных профессий, но и зрители.