Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровой проект в группе раннего возраста "первые шаги в Мир математики"»
Математический проект «Первые шаги в Мир математики»
с детьми раннего возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
ВИД ПРОЕКТА: познавательно- игровой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: среднесрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети от 2-х лет, воспитатели, родители воспитанников.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие.
Актуальность проекта:
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих особые трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Я считаю, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации проекта «Первые шаги в Мир математики».
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста (формирование базовых основ для успешного развития умственных способностей и мышления у детей).
Задачи проекта:
развивать у детей умственные способности, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;
прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать.
Предполагаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
Ребенок:
проявляет познавательную активность;
сравнивает, классифицирует предметы по форме, цвету, размеру, отражает результаты в речи;
имеет представление о количестве(один-много)
Узнаёт и называет некоторые цифры;
Родители:
• устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
• ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.
Первый этап – организационный.
Изучение научно-методической литературы по теме с учетом психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста.
анализ практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ
Составление перспективного плана проекта, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач
Подбор и изготовление игрового материала, оборудования для успешной реализации проекта,
Второй этап – практический:
У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитые сенсорные способности, проявляющиеся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, я разработала определенную систему, по развитию математических способностей у детей раннего возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые я использую в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но объединив несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы связываем их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом. Моей целью не является освоение и отработка каких -то математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Третий этап – результативный.
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям:
в работе с родителями – видеоролик «Первые шаги в Мир математики»;
в работе с детьми – Развлечение по сюжету сказки «Колобок»
Дидактическая игра «Сколько матрешек пришло в гости»;
Дидактическая игра «Построим матрешек в ряд»;
Дидактическая игра «Покажи один, покажи много»;
Дидактическая игра «Собираем пирамидки»;
Дидактическая игра «Строим башенки (дорожки, скамеечки, домики и пр.)»;
Дидактическая игра «Что в мешочке»;
Дидактическая игра «Назови предмет»;
Дидактическая игра «Сортировщик»;
Дидактическая игра «Вкладыши»;
Дидактическая игра «Подбери правильно»;
Дидактическая игра «Закрой окошки»;
Дидактическая игра «Разноцветное лото»;
Дидактическая игра «Сделаем куклам бусы»;
Дидактическая игра «Прищепки»
Дидактическая игра «Уберём продукты в холодильник»
Игровая деятельность: «Ориентировка в пространстве»
Сюжетно-ролевая игра «Расставим машины в гараже в ряд»;
Сюжетно-ролевая игра «Напоим кукол чаем»;
Подвижная игра «Где спрятался мишка»;
Подвижная игра «Догоняем мяч»;
Подвижная игра «Птичка раз»;
Подвижная игра «Раз, два, три – к своему флажку беги»;
Потешки и пальчиковые игры на закрепление частей собственного тела: «Водичка, водичка», «Щечки? Мыли. Носик? Мыли?...», «Стенка, стенка, потолок…», Это глазки – вот, вот…», «У меня есть голова…» .
Итоги проекта:
Цели и задачи, поставленные проектом, достигнуты. Сформированы благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений. Дети проявляют познавательную активность, сравнивают, отражают результаты в речи. Имеют представление о количестве, форме, величине, цвете. Ориентируются в пространстве, знают части своего тела. При возникновении трудностей, с помощью взрослого, стараются преодолеть затруднительные ситуации.