Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность на экологической тропе»
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии направленные на решение приоритетной задачи своевременного образования –задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, т.к. известно, что именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков. Наблюдение показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям дошкольного возраста успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу проводить профи-лактику асоциального поведения. Используя здоровьесберегающие технологии в связи друг с другом, обеспечивают решение не только защиты здоровья, но и задачи по укреплению здоровья, способность бережно относится к своему здоровью и окружающей среде.
По мнению С.Н. Николаевой, формирование экологической культуры, начало её становления падает на семь – восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностей ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволяет в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечивает его выживание и развитие.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирование правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощу-тимы ее результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувства сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – составляющие экологической культуры, формирование которой способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. В настоящее время имеется множество экологических программ («Наш дом – природа» Н.Т.Рыжовой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой и др.), позволяющих приобщать детей к правильным формам взаимодействия с приро-дой. Выявление и реализация педагогических условий базируется на факторах, влияющих на формирование экологической культуры дошкольников. Основополагающим является социальный заказ общества на культуросодержащую личность (термин Е.В. Бондаревской), в соподчинении с которым находятся такие факторы, как учет периодизации психического развития личности; потребностно- мотивационная сфера личности; особенности организации обрпазовательного процесса ДОУ; реализация деятельностного подхода.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе. Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивает становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании приобщают к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фитобаров). Нельзя забывать и про подвижные игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения на природе.
Здоровье сберегающие технологии предусматривают:
- физическое здоровье;
- физическое развитие;
- психическое развитие;
- социальное здоровье.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- не навреди;
- сознательности и активности;
- непрерывности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- индивидуальности.
Коллектив нашего детского сада на протяжении нескольких лет работает по теме «Повышение уровня компетенции педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий. Наша тема по самообразованию связана с экологическим воспитанием, поэтому мы решили объединить здоровьесберегающие технологии с экологическим воспитании.
Проанализировав классификацию здоровьесберегающих технологий, на наш взгляд наиболее эффективными в работе по экологическому воспитанию являются следующие:
Цветотерапия. Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше самочувствие, настроение. Дети очень чувствительны к цветам. Это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и зрительный анализатор – на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Отношение к цвету проявляется в рисунках малышей. Исследования В.Мухиной показали, что дети чаще избирают цвета с характеристикой «яркий», «светлый», «чистый». При выборе цветов, дети больше опираются не на предметные ассоциации, а на чувства. Яркие цвета радуют, привлекают дошкольников, они успокаивают их, дают возможность чувствовать себя комфортно. Издавна известно , что цвет может даже лечить. На этом явлении основывается такое оздоровительное направление, как цветотерапия.
С дошкольниками проводятся следующие виды работ по цветотерапии:
-упражнение на релаксацию («Зеленый лес», «Звездное дыхание» и т.д.);
-графические упражнения «Цветные минутки»с целью успокоения детей. В течение 4-5 минут дети рисуют цветными карандашами произвольные рисунки. Это могут быть простые линии, круги, снежинки, цветы и т.д. Такие упражнение успокаивают ребенка, дают возможность отдохнуть, получить положительные эмоции;
-мини-занятие по цветотерапии рекомендуется проводить с раннего возраста.
Использование цветотерапии можно применять в оформлении календаря природы.
Дендротерапия, или лечение деревьями. На территории нашего детского сада очень много различных деревьев, это и ели, березы, рябины, яблони, вишни, черемухи. Поэтому во время прогулок мы используем данную технологию. Это метод лечения и профилактики, основанный на целебных свойствах деревьев.По биоэнергетическим потокам все деревья условно делят на две группы:
Во время прогулок мы с детьми прислоняемся к деревьям спиной, обнимаем ствол руками. Такой прямой контакт с деревом может продолжаться от нескольких минут до нескольких десятков минут.
Психогимнастика. Дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. В нашем дошкольном учреждении с детьми работает педагог – психолог. Но и воспитатели в своей работе используют игры с элементами психогимнастики. Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно – психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Массаж с использованием природного материала.
-способствует развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных представлений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышления и речи;
-оказывает общеукрепляющее действие мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц;
-оказывает благоприятное воздействие на весь организм в целом;
-помогает снизить эмоциональное напряжение у детей;
-всегда доступен, не требует финансовых затрат;
-вызывает активный интерес у детей.
Аромотерапия. Представляет собой лечение с помощью различных запахов. Применение средств аромотерапии в группе позволяет поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Но прежде всего необходимо уточнить у родителей нет ли у ребенка аллергии на запахи. Хотим поделиться с вами идеей как можно использовать в своей работе с детьми элементы аромотерапии. Мы с детьми изготавливает куклу – оберег «Кубышку – травницу». Наполняем куклу душистой травой – зверобоем, тысячелистником, мятой, душицей, хвоей.
Акватерапия. Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения, стабилизируют эмоциональный фон детей, развивают коммуникативные навыки, речь.
Данный метод представляет собой влияние разночастотных колебаний на органы и организм в целом. Звуки, способные лечить, всегда приятные на слух, они успокаивают, приводят в состояние покоя и счастья. Мелодии, приносящие веселое настроение и радость, замедляют пульс, повышают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.
Шум воды: горной реки, дождя, морского прибоя, воды в целом успокаивает и расслабляет нервную систему человека.
Звуки дельфинов. Слушая их крик-звуки, центральная нервная система человека успокаивается, а головной мозг активируется, что приводит к избалению различных неврозов.
Пение птиц:звуки леса, птиц, природы положительно сказываются на эмоциональном состоянии, расслабляют и улучшают сон, настроение , успокаивают нервную систему .Звукотерапия -одно из самых простых и приятных способов избавления от недугов. Обязательно выбирайтесь на природу , а дома и на работе, в машине включайте звуки воды ,птиц или дельфинов. Со временем заметите, что вы находитесь в хорошем настроении, меньше стали реагировать на негатив.
Но только на этих здоровьесберегающих технологиях мы останавливаться не будем.
Будем искать новые технологии, которые также эффективны в работе по экологическому воспитанию детей.