Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Материал и оборудование: лупы, комнатный цветок, полиэтиленовый пакет, нитка, лейка с водой.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на комнатные растения. Спрашивает, где растения растут лучше? Около окна или вдали от него? Почему? Дети отвечают, что растения любят свет и около окна они растут и цветут лучше.
-Как нужно ухаживать за комнатными растениями? Дети отвечают, что нужно их поливать, протирать влажной тряпочкой, рыхлить почву.
-Что необходимо для роста и развития растения? Дети отвечают, что для роста растения нужны почва, вода, свет и воздух.
Воспитатель предлагает понаблюдать за растениями и выяснить, как они впитывают воду, куда исчезает лишняя вода, которую растение не может впитать.
Педагог предлагает провести опыт, чтоб убедиться, как растение потребляет воду. Дети хорошо проливают цветок водой из лейки, рассматривают листья в лупу, убедившись, что они сухие, завязывают несколько листьев в пакет, обматывая края пакета ниткой, закрывая доступ воздуха.
Затем ставят цветок на светлое место. Через некоторое время (во второй половине дня) воспитатель предлагает посмотреть, что произошло с растением. Внутри пакета образовалось облако пара, на стенках видны капельки воды. Педагог спрашивает, что произошло? Цветок бросило в пот. Дети рассматривают капельки воды на листьях цветка через лупу. Воспитатель предлагает детям порассуждать и выдвинуть гипотезы о наблюдаемом явлении. Дети рассуждают о том, что листьям стало жарко и они вспотели. Воспитатель поясняет: вода, находящаяся в почве, проходит из корней растения через ствол к листьям, но растению не нужно столько воды, она не вся используется. Излишки воды проходят через поры листьев, выделяясь в виде пара, который капельками оседает на листьях и стенках пакета. И кажется, что растение вспотело, но оно лишь избавилось от лишней влаги.
Анализ и обобщение результатов экспериментирования: излишки воды, потребляемой растениями, выделяются сквозь поры листьев в виде пара и оседают на листьях в виде капелек воды. Воспитатель благодарит воспитанников за помощь в проведении эксперимента, обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.