Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДО»
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них с самого рождения. Чтобы эффективно поддерживать и развивать присущую ребенку природную любознательность, необходима целенаправленная работа взрослых по формированию окружающей дошкольников развивающей предметно пространственной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую деятельность как один из тех видов деятельности ребенка дошкольника, который в наибольшей степени способствует решению развивающих задач.
Именно поэтому педагоги детского сада «Алёнка», формируя предметно пространственную среду в своей группе, уделяют огромное внимание уголкам для экспериментирования. В комплекте оборудования для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников представлены природные объекты, различные материалы для сенсорного развития, простейшие научные измерительные приборы, так же наглядные пособия иллюстрирующие мир вещей и событий. Здесь организуется систематическое и целенаправленное ознакомление детей с предметами окружения в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов.
Известно, что дети любят возиться с песком, водой. Они с интересом относятся ко всему новому.
В совместной деятельности с педагогами дошкольники делают собственную радугу в стакане.
Без особых усилий, лишь благодаря загадочному смешиванию, надувают воздушные шарики.
Рисуют разноцветные облака в молоке.
Наблюдают за масляными шариками, которые сами же и изготовили чудесным образом.
Наряду с традиционными экспериментами с песком и водой детям предлагается увидеть и обсудить свойство воздуха и воды. Дошкольники знакомятся с оптическими и акустическими явлениями.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывали ребята от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления, формированию эмоционально-чувствительного опыта и обогащению словарного запаса ребенка дошкольника.
Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.
Различные формы работы были использованы педагогами всех групп в это время: занятия, беседы познавательно - эвристического характера, дидактические и развивающие игры. Дети рассматривали много иллюстраций по теме, наблюдали за объектами и явлениями природы. В процессе продуктивной деятельности они передавали свои впечатления об окружающем мире и выражали свое отношение к нему. И, конечно же, были предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.
0
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки?
С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?
Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состаришься». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:
1. организуется исследовательская деятельность детей;
2. создаются специальные проблемные ситуации;
3. проводятся занятия;
4. во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (лупы и т.д), неструктурированные материалы (песок, вода, камешки).
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности.
«Самое главное открытие то,
которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Эта работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.
Известно, что дети любят возиться с песком, водой, с интересом относятся ко всему новому. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.
С 19 по 23 июня в нашем детском саду прошла Неделя детского экспериментирования под названием «Маленькие волшебники».
Дети расширяли свой кругозор, в частности обогащали знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Каждый день недели был посвящен определенной теме: «Удивительный песок», «Волшебные капельки», «Детская лаборатория», «Волшебная бумага», «Воздух-невидимка».
Различные формы работы были использованы педагогами всех групп в это время: занятия, беседы познавательно - эвристического характера, дидактические и развивающие игры. Дети рассматривали много иллюстраций по теме, наблюдали за объектами и явлениями природы. В процессе продуктивной деятельности они передавали свои впечатления об окружающем мире и выражали свое отношение к нему. И, конечно же, были предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывали ребята от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.