Гипотеза: Луна состоит из особого волшебного вещества, которое помогает ей появляться, исчезать и меняться.
Вопросы проекта:
Куда исчезла Луна? Почему она пропала?
Из-за чего Луна меняла форму?
Есть ли жизнь на Луне?
Может ли Луна упасть на Землю, как в сказке «Тараканище» Корнея Чуковского?
Продукт работы над проектом:
публичный, устный доклад о перепелке;
расширение знаний о Луне;
объединение отдельного коллектива (семьи) в поиске и анализе информации.
Достигнутые результаты:
- ребенок получил новый опыт взаимодействия с объектом природного окружения;
- получил новые знания о Луне;
- открылась возможность для использования новых знаний в научной деятельности, что должно побудить ребенка к дальнейшей самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Общение ребенка с родителями во время совместной работы над проектом помогло наполнить детско-родительские отношения новым смыслом и вывести их на новый интеллектуальной и эмоциональный уровень.
Ход реализации проекта
Первый этап – побуждение познавательно-исследовательской мотивации
Прослушанная «Лунная соната» Бетховена побудила к исследованию о небесном светиле. Возникает интерес в поисках объяснений.
Второй этап - сбор информации, приобретение новых знаний (начало создания продукта работы над проектом)
Родители рассказывают ребенку о Луне, читают книги, рассматривают фото в интернете, посещают планетарий. Разъясняют информацию и отвечают на возникающие вопросы.
В процессе сбора информации родители учат ребенка искать ответы на вопросы, побуждают к самостоятельным выводам.
Третий этап – оформление продукта работы над проектом
Обобщение изученного материала, составление доклада. Анализ и подбор фотографий.
Четвертый этап – презентация проекта ребенком
Здравствуйте! Меня зовут Бодрова Анфиса. Я- воспитанница группы 22 «Веселые друзья» дошкольного отделения детского сада №9 «Семицветик».
Однажды в детском саду на занятии мы рисовали, а в это время звучала очень красивая музыка. Я спросила у воспитателя, как она называется. Оказалось, это была «Лунная соната» Л. Бетховена.
- Почему композитор посвятил свою музыку Луне? Что в ней такого необычного?
Ирина Васильевна объяснила, что сияние Луны всегда вдохновляло художников, поэтов и музыкантов своей красотой и загадочностью. Я решила, что наблюдение и изучение Луны поможет раскрыть ее тайны.
Своей целью я поделилась дома с семьей, и вечером мы все вместе начали наблюдение за Луной. Когда мы подняли глаза в небо, то увидели полумесяц. Мой брат Ваня заметил, что Луна похожа на кусок сыра, а мне она напомнила букву «эс». Папа же сказал, что это природный спутник Земли, а еще это ближайшая к нам планета. И предложил завести дневник наблюдений, пообещав, что мы узнаем о Луне много интересного.
Мы с братьями завели дневник наблюдений и зарисовали в нем Луну в форме полумесяца. Через день мы продолжили свои наблюдения: открыли окно и посмотрели на небо в подзорную трубу. Каково же было наше удивление, когда вместо полумесяца на небе сиял тоненький серебристый рожок. А уже на следующий день, 10 февраля, на небе сверкали только звезды, а Луна куда-то исчезла. Мы были удивлены и заинтересованы этим чудом! Я поставила перед собой задачи узнать:
Куда исчезла Луна? Почему она пропала?
Из-за чего Луна меняла форму?
Есть ли жизнь на Луне?
Может ли Луна упасть на Землю, как в сказке «Тараканище» Корнея Чуковского?
Вот потом была забота –
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!
У меня появилась гипотеза: Луна состоит из особого волшебного вещества, которое помогает ей появляться, исчезать и меняться.
Следующим вечером мы с братьями увидели, что Луна снова появилась на небе, но ее рожок смотрел в другую сторону. Вот фокусница Луна!
Мой старший брат нашел в интернете фильм о Луне. Мы узнали, что Луна вращается вокруг Земли. Если взглянуть на Луну через телескоп, то можно увидеть вот такую картину (фото). Луна – это очень большой камень, который покрыт пылью, разбившихся астероидов (анимация).
Вместе с мамой мы сделали макет Луны. (демонстрация макета)
Почему же мы ее видим Луну в желтом цвете? Оказывается, дело в солнечном свете!
Демонстрация видео-ролика с пояснениями.
Когда Луна здесь (указкой показывает положение Луны), солнечные лучи хорошо её освещают, и мы можем любоваться полной Луной. А когда она окажется между Землей и Солнцем, мы не можем ее разглядеть без специального оборудования. Это явление называют новолунием. Луна продолжает двигаться вокруг нашей планеты, и когда она здесь (указкой показывает положение Луны), освещён только этот маленький кусочек, и мы видим его в небе. Вот он! Это растущая Луна! Затем Луна продолжает двигаться, и мы видим полумесяц (указкой показывает положение Луны), она растёт, и наступает полнолуние (указкой показывает положение Луны).
В моем дневнике наблюдений это произошло 24 февраля. После этого Луна убывала, все больше ее видимая сторона оставалась в тени. Так выглядит стареющая Луна! Так вот почему нам кажется, что Луна меняет свою форму. Она никуда не исчезает, просто меняет свое положение.
Мне хотелось узнать, есть ли Луне люди или растения. Вместе с бабушкой мы прочитали в энциклопедии, что на Луне нет воздуха и воды. А еще ночью там невыносимый холод, а днём – сжигающая всё жара. В таких условиях живые существа не могут находиться. Но всё-таки на Луне побывали люди, это были космонавты. Таким образом я узнала, что на Луне жизни нет.
Ученые продолжают изучать спутник нашей планеты, планируют установить на Луне космическую станцию. Вместе с родителями мы побывали в московском планетарии и видели макеты таких станций. Я узнала, что Луна не может упасть на Землю. Магнитное поле Земли удерживает Луну рядом с нашей планетой, но у Луны тоже есть своё магнитное поле. Как показал опыт с магнитами, одинаково заряженные частицы магнита не могут соединиться (демонстрирует отталкивание двух магнитов).
Мне было очень интересно наблюдать за Луной. Моя гипотеза была ошибочной, дело не в волшебстве. Луна изменяется и исчезает из-за космического положения Луны, Земли и Солнца, и из-за того, что она вращается вокруг Земли. И хотя раз в месяц мы не видим Луну, она рядом, как верный друг нашей планеты.
И все-таки Луна – загадочна и волшебна, и именно поэтому ей посвятил музыку Бетховен. В следующем году я иду в музыкальную школу и обязательно научусь сама исполнять чарующую «Лунную сонату».