Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект "Эх, зимушка-зима"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка»
Подготовила воспитатель Науменко Н.В.
Ст. Егорлыкская
2022г
Проект во второй младшей группе «Здравствуй, зимушка-зима»
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Возраст детей – 3-4 года.
Продолжительность проекта краткосрочный
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Цель проекта: Содействовать формированию у детей знаний о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
Содействовать
- Расширению и углублению знаний детей о зимнем времени года.
- Формированию знаний о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
- Развитию наблюдательности, познавательных мотивов ребенка, активного отношения к окружающей действительности, самостоятельному поиску способов ее изучения
- Созданию в каждый режимный момент благоприятных условий для активной познавательно-исследовательской деятельности
-развитию художественного восприятия произведений изобразительного искусства, эстетических чувств, эстетического вкуса;
-Формированию элементарных представлений о правилах безопасного поведения зимой.
- Организации всех видов детской деятельности вокруг темы «Зима»
- Воспитанию бережного отношения к природе и собственному здоровью
Актуальность проекта:
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Данный проект предоставит детям возможность в течение трёх недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Проблема:
Младшие дошкольники путают времена года, их характерные признаки. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей к совместной деятельности с педагогами и родителями (игры, забавы, эксперименты), позволяет устанавливать причинно-следственные связи. Работа над данным проектом позволит каждому ребенку продвинуться на более высокий уровень экологических знаний. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей в проекте сблизит, научит взаимопониманию, доверию, сделает их партнерами.
Ожидаемые результаты проекта: У детей сформируется понятие об особенностях погодных явлений, данного времени года (долгота дня, температура, состояние растений и животных) Они смогут отражать полученные знания продуктивных видах деятельности, в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек. Будут замечать красоту зимней природы
Примут участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах .
Родители с детьми примут активное участие в подборе материала к проекту, оформлении полки красоты и избыточной информации.
Основные методы и формы реализации проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы;
Формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;
Создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Идет волшебница зима»;
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности.
Подготовить материал для детского экспериментирования
Разработка плана проекта.
Сотрудничество с родителями:
Проведение индивидуальных бесед, с целью создания интереса и привлечения родителей к данной теме.
Рекомендация родителям посетить зимний парк.
Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
2этап. Практический (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами)
Образовательные области.
Виды детской деятельности.
Познавательное развитие, речевое развитие
Беседы на темы:
« Идет волшебница зима», « Зимующие птицы»
«Зима в лесу», « Зимние забавы»
Посиделки: «Почему зима холодная?», «Зима – самое прекрасное время года».
Рассматривание картин «Зимний лес», «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», «Девочка с санками», «Строим горку», «Покормим птиц»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок о зиме. Составление описательных рассказов. Составление рассказов из личного опыта.
Просмотр мультфильмов: «Дед мороз и лето», «Дед мороз и серый волк», «Три котенка. Холодный холодильник», «Снеговик-почтовик», «Новогодняя сказка», «Умка», развивающие мультфильмы Тетушки Совы: «Декабрь. Январь. Февраль».
Презентации: «Жизнь диких животных зимой».
Логоритмическая игра «Зима»
Словесные игры: «Посчитай птенцов», «Назови ласково». Речевая игра малой подвижности «Мы погреемся немножко»
Чтение художественной литературы:
М. Пляцковский «Какая бывает зима», Н. Павлова «Где зимуют почки», Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» «Заяц-хваста», «Рукавичка», «Снегурочка», чтение загадок и стихов о зиме В. Сутеев «Елка», К. Чуковский «Елка», Е. Ильина «Наша елка»
Поисково-экспериментальная деятельность:
Измерение глубины сугробов
Знакомство со свойствами снега
Опыт: «Ветки берёзы в вазе»
Опыт: «Кто под снегом»
Экспериментальная деятельность «Вырасти ёлочку», «Почему снежинка на ладони тает»; «Что будет, если сосульку принести в группу»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры и упражнения:
«Цветные варежки», «Подбери рукавичку», «Большие и маленькие», «Угадай, кто кричит?», «Собери Снеговика»
Сюжетно-ролевые игры:
«В магазин за подарками»
« Зайка заболел»
«Путешествие в лес»
Настольные и дидактические игры:
« Зимний пейзаж»-пазл
Кубики – птицы
Лото « Времена года»
«Найди, что перепутал художник»,
«Сложи снежинки из 2 частей», «Собери ёлочку», «Собёрём куклу на прогулку» Минутки безопасности «Что будет, если одеться не по погоде», «Можно ли есть снег».
Театрализованные игры.
Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка»,
Инсценировка на магнитной доске «Лиса и заяц»,
Физическое развитие
(здоровье)
Подвижные игры:
«Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Кто бросит дальше снежок?», «Найди свое дерево», «Снег кружится».
Пальчиковые игры: «Ёлка», «Две больших сосны», «Шарики», «Снежок», «Погреем пальчики», «Хлопушки», « Медведь в берлоге крепко спит»
Беседы на тему:
«Как вести себя зимой на улице? » «Не трогать незнакомых животных! ».
«Что делать если замерз на улице? ».
«Будь здоров! », «Осторожно, гололёд!
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Снежинка», «Снежок порхает, кружится»
Составление узора из разноцветных льдинок.
Лепка: «Снежная баба»
Аппликация: «Узор на рукавичке», коллективная аппликация «Зимние забавы»
Музыка: музыкальные игры «Настоящий снегопад», «Кружатся снежинки», слушание пьесы Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
музыкальный досуг «Святки-колядки»
Альбомы «Зимние забавы», «Репродукции картин о зиме художника В. Краевского»
Взаимодействие с семьей
Консультации для родителей:
«Профилактика гриппа и ОРЗ», «Игры зимой»,
Папки-передвижки: «Безопасная зима», «Здоровье детей зимой», «Зимние забавы»
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, альбомов, открыток о зиме
Раскрашивание раскрасок: «Ёлочка», «Снеговик»
Сюжетно – ролевые игры: «Помоги кукле Даше одеться на прогулку»
Игры со строительным материалом «Помоги Мишке построить берлогу», «Построим домик для зайчика»
3 этап. Заключительный. (обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).
Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов (наглядные, словесные, практические, игровые), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Заключительный результат:
Умение называть зимние природные явления.
Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);
Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;
Участие в зимних забавах (катание на санках,);
Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Выставка детского творчества «Снежок порхает, кружится».
III. Заключительный этап.
Используемая литература:
Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир»;
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Вторая младшая группа.
Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В.
Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.5.
Е. А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. - Москва, 2008. \