Познавательно - исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников
Познавательно - исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников
В данной статье описаны методические подходы к формированию экологического мировоззрения дошкольников через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно - исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников»
Емелина Наталья Ивановна
воспитатель дошкольной группы
МКОУ Светловская ООШ
Краснозерского района Новосибирской области
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно исследовательская деятельность дошкольников.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу»), у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т.е. «хочу»). Как сделать так, чтобы такое желание возникло. Прежде всего, в основу работы в этом направлении необходимо заложить следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию, ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
- здоровьесберегающий принцип и др.
Организации познавательно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.). 2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.). 3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, этому способствует созданная предметно-развивающая среда в группе (уголок природы, детская минилаболатория), и на участке детского сада: «сухой ручей», огород, цветник, луг, высажены деревья и кустарники. Все это обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание к живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Большое внимание уделяю продумыванию мотивов, побуждающих ребенка к деятельности. Поэтому большое внимание в процессе работы уделяю формированию интеллектуальных эмоций:
- удивления для порождения мотива;
- радости открытия, успеха, знакомства с новым;
- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).
Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.
В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.);
- элемент новизны, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.);
- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие совместную деятельность более интересной и запоминающейся.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Если в дошкольном возрасте упустить, не сформировать, не развить и что самое страшное загасить познавательный интерес, то во взрослой жизни им просто не хватит опыта, знаний, умений, навыков. Будет утеряна мотивация, стремление узнавать, что то новое, детям будет сложно поставить определенную цель перед собой и еще сложнее добиться какого - то результата, достигнуть поставленной цели. Познавательный интерес – важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования.