Познавательно-речевое развитие дошкольников в свободной деятельности
Познавательно-речевое развитие дошкольников в свободной деятельности
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно-речевое развитие дошкольников в свободной деятельности»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания .Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников в некоторых видах деятельности.
Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с . воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания. В среднем дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).
В детском саду детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, песок, вода и др.), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т.д.).
Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей.
Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т.п.) используется и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т.д.) Перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи ребенка
. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной).. Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения
Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. В группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.
Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете « Магазин «Одежда» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение на прилавках, а затем закрепляют полученную информацию через загадки – описания. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях « Съедобное – несъедобное», «Дикие и домашние животные.
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.
Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги.
. Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:
1. развитие артикуляционного аппарата
2. развитие моторики
3. театрализованная деятельность
4. пальчиковая гимнастика.
Театрализованная деятельность:
Виды театрализованных игр и упражнений
С движениями
На имитацию голоса
Игры – пантомимы, Игры - превращения
Театральные игры
На развитие слухового восприятия и творческого воображения.
Пальчиковая гимнастика:
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику
Дыхательная гимнастика - правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, эффективная профилактика снижения заболеваемости
Работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.