kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.            Правильно созданная предметно-развивающая среда способствует обогащению игрового опыта детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»

Мария Евгеньевна Клюкина


воспитатели первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 393»,

г. Нижний Новгород, ул. Исполкома, д. 2

тел. 225-82-02; e-mail:[email protected]






«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»


Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.


Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

Особенно это актуально в настоящее время, когда дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают их не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают.

А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательно - речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но

и активизации речи детей в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации игровой деятельности с детьми мы считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

В своем педагогическом опыте для правильной организации познавательно - речевого развития детей мы выделили следующие направления:

 Речь педагога - имеет обучающую и воспитательную направленность.

 Игра - основное и любимое занятие детей.

 Формирование представлений об окружающем мире.

Развитие любознательности. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание.

Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения, обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.

Началом нашей работы в данном направлении было создание предметно - игровой среды и обучение детей игровой деятельности. Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует развитию самостоятельной деятельности детей. Разнообразные «уголки» и «центры» реализовывают потребность детей в развитии познавательно - речевого общения, создают условия для успешного возникновения самостоятельной игры.

Правильно созданная предметно-развивающая среда способствует обогащению игрового опыта детей. А использование игр и игровых приемов на занятиях по познавательному и речевому развитию дает возможность детям лучше усвоить материал, делает занятие разнообразным и интересным ребенку.

Результатом нашей работы по игровой деятельности следует отметить рост игрового опыта детей: дети охотнее играют вместе, сюжет их игр стал разнообразнее, они могут договориться друг с другом об использовании игрушек, развертывают небольшие сюжеты. Игры способствовали речевому развитию детей: возросла потребность в речевом общении, обогатился словарь детей, речь стала выразительней, дети научились вести небольшие диалоги в ходе игры.

Игра в сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и другие, способствовала познавательному развитию детей. Так как, играя в них, дети расширяли и углубляли свои представления об окружающей действительности, совершенствовали внимание, память, наблюдательность и мышление.

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс мы старались строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время занятий, чтобы он стал активным участником происходящего. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В работе с детьми по развитию познавательно-речевого интереса мы используем игровую технологию.

Игровая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основными критериями игровой технологии:

концептуальность,

системность,

эффективность,

воспроизводимость.

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду.

Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игру можно использовать как элементы более обширной технологии или в качестве части занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Они должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности детей и их психологических особенностей.

В результате нашей работы возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми; понимание значения игры в семье для развития ребенка. Повысился педагогический опыт родителей в понимании значения совместных игр в семье для познавательно-речевого развития ребенка.

Мы разработали план совместной работы с родителями на год, провели ряд консультаций на тему: «Какие игрушки нужны вашему ребенку», «Играем дома», презентация на тему: «Играем в шашки» и др.

В результате проводимой работы установился эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Родители поняли, что они такие же участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Таким образом, результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.

Через познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком.

На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.

Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно -

речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.


ЛИТЕРАТУРА

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», создана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000

Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.

Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Клюкина Мария Евгеньевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства