Познавтельно – творческий проект в средней группе
«Моя Родина от А до Я»
(проект подготовила воспитатель Дубасова М.С.)
Введение:
Актуальность темы: Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, ее защитниках играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Объем информации, обрушивающейся на головы наших детей сегодня, очень велик. Ребенок прежде временно пресыщается впечатлениями, но не умеет осмыслить увиденное, не испытывает никаких эмоций. Необходимо будить в душе ребенка добрые чувства, свойственные именно его возрасту. Необходимо относиться к нему, как к человеку достойному уважения, любви и внимания. Наша задача помочь ребенку познать окружающий мир, научить его думать и чувствовать. Каковы возможные направления патриотического воспитания маленьких граждан нашей великой страны? В чем сущность патриотического воспитания дошкольников? Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы его детство было безоблачным.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал./Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Вид, тип проекта: познавательно-творческий.
Методическая разработка проекта: воспитатель Дубасова М.С.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Срок: краткосрочный (с 12.04.18. по 08.05.18г.).
Цель проекта:
Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны; формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности.
Задачи:
-- Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре; воспитывать любовь к родному краю
-- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
-- Воспитывать уважение к участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
-- Развивать восприятие произведений литературы, живописи музыки.
-- Развивать чувство коллективизма.
-- Формировать мнение о недопустимости повторения
войны.
Ресурсное обеспечение:
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина»; М. Б. Зацепина «Дни воинской славы» – наглядный материал «День Победы»; картинный материал для бесед с детьми; литературные произведения; стихи о Родине и Великой Отечественной войне.
Деятельность детей.
1. Разучивание и чтение стихов о Родине, о войне.
2. Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
3. Заучивание пословиц, поговорок о родине, чести, долге на военную тематику.
4. Рисование и лепка по прочитанным произведениям.
5. Участие в сюжетно-ролевых играх «Пограничники»,
«Моряки», «Военные».
Деятельность родителей.
1. Участие в мероприятиях, организуемых в группе.
2. Подготовка и проведение презентации «Моя прабабушка – ветеран» и «История моей семьи в истории
России».
3. Подбор вместе с детьми исторического материала
о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
I. Деятельность педагогов.
2. Опрос детей для выявления знаний о Великой Отечественной войне.
3. Создание информационного стенда для родителей
«Что и как рассказывать детям о войне».
4. Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
5. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
6. Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне.
7. Тематическое содержание книжного уголка.
8. Подбор открыток, фотографий, иллюстраций для оформления альбома «Наши защитники».
9. Проведение интересных занятий, организация выставок.
10. Слушание песен военно-патриотической тематики.
II. Предметно-развивающая среда.
1. Дидактические игры с патриотическим содержанием.
2. Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней.
3. Подборка песен военных лет.
4. Подборка и оформление атрибутов для сюжетно-ролевых игр на военную тематику.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный. Обсуждение темы проекта на занятии с детьми и родителями: Изучение литературы по проблеме. Беседа о родном крае, о защитниках Родины. Рассматривание иллюстраций и фотографий. Просмотр презентации о столице нашей Родины, прослушивание аудиозаписи со звучанием гимна нашей страны
Основной.
- беседа о родном крае, о своем селе и его достопримечательностях;
- непосредственная образовательная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- игры: с/ролевые, подвижные;
- слушание музыкальных произведений;
Заключительный.
Отчёт - презентация о результатах проектной деятельности в форме выступления воспитателя. Выставка работ из природного материала; оформление газеты «Красивые места моего села». Возложение цветов к памятнику воинам.
Используемая литература:
Н.Е.Веракса «От рождения до школы».
А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М.: Мозаика-синтез, 2010 г.
Интернет ресурсы.
Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое
воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина. –
М.: Сфера, 2005.
Шорыгина Т. А. Беседы о Великой отечественной
войне. – М.: Сфера, 2015.
Перспективный план работы по проекту.
Содержание деятельности |
Создание ситуаций | Беседа воспитателя с детьми о родном крае, его традициях. | Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности, включения в деятельность, для развития речевой активности, вовлекать детей в процесс самостоятельного решения проблемы. |
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций «Улицы моего села». Просмотр презентации «Москва – столица нашей Родины, прослушивание аудиозаписи со звучанием гимна России; рассматривание государственной символики. | Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества, чувство своей причастности к родному народу, к его истории и культуре. |
Наблюдение | Сезонные наблюдения, экскурсия к памятнику воинам ВОВ. | Расширить представления детей о ели; познакомить детей с христианской легендой о данном дереве и представлениями наших предков о ели. Формировать первичные представления об окружающем мире, культуру поведения в природе, учить детей делиться впечатлениями о прогулке. |
Продуктивная деятельность | Рисование на тему: «Российский флаг». Ручной труд: изготовление поделок из подручного материала. Лепка: Аппликация: «Самолеты нашей Армии». | Учить детей передавать особенности строения, окраски и размещения полосок на Российском флаге; закрепить способы симметричного вырезания сложной формы по контуру. Познакомить с техникой создания панорамных открыток. |
Чтение | Чтение и обсуждение программных произведений, рассматривание и обсуждение познавательных книг (Чтение стихотворений М. Авдеевой «Разноцветный парк», С. Маршака «Наша улица», стихотворения С. Есенина «Береза», рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», А. Гайдара «Поход» чтение и заучивание стихов о Дне Победы. | Познакомить детей с литературными произведениями, подводить к пересказыванию знакомых текстов по вопросам, при рассматривании иллюстраций. Формировать представление об элементарной структуре высказывания, развивать речевые способности. |
Свободная деятельность | рассматривание иллюстрированных книг о ВОВ, альбомов о городах России и своем селе; исполнение песен и стихов ко Дню Победы. С/р игры «Госпиталь», «Разведчики», п/и «Казачок», народные игры и др. | Побуждать детей к самостоятельности в игре через эмоционально положительный отклик на игровое действие. Воспитывать творческую самостоятельность. Поощрять самостоятельную организацию знакомых подвижных игр, знакомить с народными. |
Слушание музыкальных произведений | «Гимн России», песня «День Победы», «Катюша», марш «Прощание славянки», народных песен. | Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закрепить знания о жанрах в музыке умения чувствовать её характер. Формировать навыки культуры слушания музыки. |