Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект «Край, в котором мы живем!»»
Познавательный проект
«Край, в котором мы живем!»
старший дошкольный возраст «Б»
Подготовила
Еговцева Л.П
г. Нижневартовск 2016г
Актуальность.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Не надо забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними: жителями дома, города, работниками образовательных учреждений, библиотек, музеев. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Происхождение темы проекта:
Беседуя с детьми о родном городе, крае, мы заметили, что дети с интересом рассматривают географическую карту округа, интересуются символикой городов, спрашивают о городах и людях нашего округа. Так появилась тема нашего проекта: «Край, в котором мы живем!»
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста «Б», родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта:Познавательный.
Длительность:1 месяц.
Цели:
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.
Воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Познакомить детей с символикой городов Ханты-Мансийского автономного округа.
Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину.
Расширять представления дошкольников о культуре, профессиях людей, социально-экономической значимости родного края.
Закреплять представления о природных богатствах родного края.
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, своему народу.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – организационный:
- реализация проекта на базе МАДОУ ДС №17 «Ладушки»
III этап –итоговый:
- создание в группе фотогалереи «Мой родной край»;
- создание видеотеки «Символика и достопримечательности городов Ханты-Мансийского округа»;
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»;
- организация передвижной библиотеки «Югра – моя малая Родина».
Формы и методы реализации проекта:
Занятия с детьми по познавательному развитию, продуктивной деятельности: рисованию, аппликации.
Познавательные беседы.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, репродукций журналов и газет о родном крае.
Чтение познавательной и художественной литературы об истории, культуре, профессиях людей родной земли.
Использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний детей об истории, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.
Эмоциональная отзывчивость и возникновение стойкого интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Заинтересованность родителей к истории города, края.
Перспективный план мероприятий.
№
п/п
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
1.
Познавательное развитие: «Наш родной город – Нижневартовск»
Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, его историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство ответственности за свой город.
Предложить родителям список познавательной литературы по теме проекта.
2.
Беседа: «Символика родного края»
Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3.
Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем!»
Цель: Уточнить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Подвести детей к пониманию того, что города – это творение рук человека. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Выставка познаватель-ной и художественной литературы: «Югра – моя малая Родина!»
4.
Рассматривание альбома о родном городе: «Вид с вертолета».
Цель: Расширять знания детей о родном городе. Закреплять умения находить любимые уголки города.
5.
Коллаж: «Наш микрорайон»
Цель: Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Закрепить умение работать коллективно. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание беречь и любить свою малую родину.
Оформление фотовыставки: «Мой родной край Югорский».
6.
Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов».
Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, память, сообразительность.
7.
Рисование: «Улицы нашего города».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Нижневартовска. Воспитывать любовь к родному городу.
Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов ХМАО», «Достопримечательности и история городов Югры».
8.
Чтение художественной литературы: «Путешествие в страну нефти» Т.Царенко.
Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к работникам нефтяной промышленности.
9.
Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник».
Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре.
Консультация на тему: «Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».
10.
Беседа: «Черное золото Югры».
Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской.
Участие родителей в викторине: «Моя родина».
11.
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».
Цель: Побуждать детей отображать в ролевых играх приобретенные знания и умения. Закреплять умение совместно договариваться о сюжете игры, распределять роли. Воспитывать дружеские отношения в игре.
12.
Дидактическая игра: «Знаю все профессии»
Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки.
Семейная экскурсия по любимым уголкам Нижневартовска.
Цель: Развивать творческое воображение, умение самостоятельно подбирать материал для работы. Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью речи, движения, изобразительных средств.
14.
Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!»
Цель: Познакомить детей с творчеством местных поэтов. Побуждать передавать посредством художественного слова свои чувства, отношение к родному краю.
Участие родителей в литературном вечере.
Диагностика разработана на основе программы «Радуга», в соответствии с возрастными задачами.
Параметры диагностики:
- Родная страна: название страны, название округа, название города, домашний адрес, название достопримечательностей города, профессии.
- Символика: флаг России, флаг ХМАО, герб России, герб ХМАО.
Критерии оценки:
Высокий уровень – знает название города, округа, страны, свой домашний адрес; называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты города; 4-5 улиц, площадей; знает и называет флаг и герб России, округа, города; имеет представления о профессиях своих родителей и о «главных» профессиях края; имеет устойчивый интерес к труду взрослых, заботиться об окружающей природе, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей; умеет анализировать поступки, договариваться со сверстниками.
Средний уровень - знает название города, округа, страны, свой домашний адрес; флаг и герб России, округа, города; затрудняется назвать достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрации, фотографии), улицы, площади города (делает это после пояснения взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, может оказать помощь, проявляет дружелюбие, иногда считается с интересами товарищей и договаривается со сверстниками.
Низкий уровень – не знает название города, округа, страны; с помощью взрослого называет свой домашний адрес, флаг и герб; отсутствуют знания о достопримечательностях города; плохо знает название улиц, площадей; знает профессии своих родителей, затрудняется называть природные богатства края; не умеет договариваться с товарищами и анализировать поступки.
Диагностика
№
п/п
Фамилия,
имя
ребенка
Название страны, округа, города
Домашний
адрес
Знание достопри-мечательностей города
Природные богатства округа
Профессии
Флаг Рос-сии, ХМАО
Герб Рос-сии, округа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Высокий уровень %
Средний уровень %
Низкий уровень %
Литература:
1. Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
2. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: Учитель Год: 2009 г.
3. «Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009 г.