Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие для педагогов "Работа с дошкольниками над текстом посредством использования разных видов вопросов»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Вишенка»
Практическое занятие
«Работа с дошкольниками над текстом посредством использования разных видов вопросов»
Провела:
Екатерина Валерьевна Грачева,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 7 «Вишенка»
Соликамск, 2019г.
Оборудование:
1.Распечатка текста по количеству участников (30 экз.).
2.Интерактивная доска
3. Упражнение «Найди правильный ответ», картинки по содержанию текста
Е.В.: Нашу встречу я хотела бы начать со стихотворения:
Всё злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее,
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
Е.В.: Как вы думаете, о каком времени года идёт речь в этом стихотворении?
Е.В.: Как вы догадались?
Е.В.: В самом разгаре зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Птицы еще осенью улетели в теплые края… А может кто-то остался с нами зимовать? (на доске появляется картинки с изображением птиц). Назовите этих птиц (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, снегири, синицы, свиристели)
Е.В.: А как их можно назвать их одним словом?
Е.В.: А почему они остались здесь и не улетели в теплые края?
Е.В.: Посмотрите на доску, на елке свито гнездо, как вы думаете, чье оно?
Гости: Возможно, это гнездо вороны. А может и какой-нибудь другой птички. Давайте подумаем, зачем птицам гнезда?
Е.В.: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?
Е.В.: Да, верно. Но у нас сейчас зима. Давайте вспомним, какая птица высиживает птенцов только зимой?
(появляется картинка клеста)
- Клест – это удивительная птица.
Как вы думаете, для чего клесту такой клюв?
Е.В.: Посмотрите на картинки, как вы думаете, что общего между клестом и этими людьми? (они не боятся мороза)
Е.В.: Клест – птица самая закаленная! Почему?
Правильно, потому что никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов.
Е.В.:У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? (появляется картинка)
А еще клесты, как и попугаи, могут лазать по веточкам и даже висеть вниз головой! У нас в России живут три вида клестов. Давайте попробуем узнать, как называется каждый вид. Посмотрите на иллюстрации. Может они вам помогут назвать разные виды клестов (клёст-сосновИк, клёст-еловИк, клёст-лИствинничек или белокрылый, потому что на его крыльях есть белые полоски).
Е.В.: Предлагаю вам поработать с рассказом Ивана Соколова-Микитова «Клесты». Ознакомитесь с ним, выделите и подчеркните интересные факты (участники работают)
«Клесты»
Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.
Е.В.: Сейчас предлагаю поиграть в игру «Толстый и тонкий вопрос». Необходимо продумать 5 вопросов по содержанию текста, которые начинаются со слов «правда ли, что…» (слушатели работают, далее задают вопросы аудитории)
1. Правда ли, что клесты перелетают с места на место стайками? (правда)
2. Правда ли, что клесты быстро и ловко добывают семена хвойных деревьев, благодаря своему необычному клюву? (правда)
3. Правда ли, что клесты вьют свои гнёзда весной и выводят в них птенцов? (неправда)
4. Правда ли, что очень трудно увидеть гнездо клестов, потому, что оно спрятано в густых хвойных ветках? (правда)
5. Правда ли, что самец клеста сам высиживает птенцов, а самка кормит самца и поёт ему весёлые песни? (неправда).
Следующий прием «Найди правильный ответ».
1.С чем автор сравнивает клестов? (шиповником, пионами, бусами).
Почему такое сравнение?
2. Почему клесты вьют гнезда среди хвойных ветвей? (их не видно, так удобно, больше негде).
Е.В.: Конечно, когда вы работаете с детьми лучше предложить ряд картинок, из которых ребёнок должен выбрать картинку с правильным ответом.
Е.В.: Какой вопрос автору этого рассказа вы хотели бы задать? (заслушивается вопросы слушателей)
Е.В.: Представьте себе, что вы гуляете по зимнему лесу и нашли птенца клеста, ваши действия?
ИТАК, я попыталась показать, как при работе над текстом можно широко использовать ВОПРОС – как прием, который помогает осмыслить информацию. Прием вопросов и ответов получил в современном образовании название «Ромашка Блума». Он достаточно популярен в мире современного образования и является универсальным. В «Ромашке Блума» мы можем использовать такие виды вопросов, давайте вместе попытаемся составить вопросы по данному тексту:
Простые вопросы: Например: Как звали главного героя? Куда отправился герой?; (О какой птице идёт речь в тексте?)
Уточняющие вопросы: Правда ли что… Я правильно понял, то….;Правда ли, что клесты перелетают с места на место стайками? (правда)
Объясняющие вопросы: Почему?;Почему гнездаклестов трудно увидеть?
Творческие вопросы: Что бы произошло, если…?; Чтобы произошло, если бы самка клеста вылетала из гнезда вовремя высиживания птенцов?
Оценочные вопросы: Что лучше? Как вы относитесь? Какие чувства вы испытываете, когда слышите как, самец ухаживает за самкой во время высиживания птенцов?
Поисковые вопросы: С чем автор сравнивает клестов? Почему?
Для того, чтобы дети в полном объёме уловили информацию, которую хотят до них донести, необходимо использовать как можно больше приёмов работы над текстом. Это могут быть разные виды вопросов, приём «Кластер» (в центре находится главный объект, а вокруг него те ключевые слова, которые помогут подробнее рассказать об этом объекте), картинные тесты и многое другое. Всё это зависит от вашего желания и того, чему вы хотите научить своих детей. А закончить нашу встречу я хотела бы словами французского писателя, философа, просветитель и драматурга ДенИ ДидрО: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
И.С. Соколов-Микитов «Клесты»
Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.