kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие для воспитателей ДОУ "Сильнее всех владеющий собой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравматирующие воздействия.

Фазы и симптомы эмоционального выгорания:

           «Эмоциональное выгорание» характеризуется тремя фазами: напряжением, резистенцией (сопротивлением), истощением.

Каждой фазе соответствуют определенные симптомы:

Напряжение:

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, при невозможности их устранения – отчаяние, негодование, состояние неразрешенности ситуации.
  2. Неудовлетворенность собой. Негативное самовосприятие в профессиональном плане. Педагогу кажется, что определенную работу необходимо делать лучше, быстрее, а может даже другим способом.
  3. «Загнанность в клетку». Ощущение состояния интеллектуально – эмоционального тупика, безысходности ситуации. Так как педагог недоволен собой, то работает с высокой степенью самоотдачи до самоотречения. Все это, не давая должного положительного заряда для работы, в итоге изматывает, приводит к изнеможению, как эмоциональному, так и физическому, появляется ощущение загнанности в клетку.
  4. Тревога и депрессия. Неудовлетворенность работой и собой порождает энергетическое напряжение в форме личной тревоги, разочарование в себе, профессии, месте работы.

Резистенция (сопротивление):

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Экономия на эмоциях» выборочное реагирование в ходе рабочих контактов. Пеагог действует по принципу: «сочту нужным – уделю внимание, будет настроение – откликнусь на состояние и потребности партнера по общению. У педагога появляется эмоциональная черствость, равнодушие.
  2. Эмоционально - нравственная дезориентация. Потребность в контроле самооправдании, защита собственной стратегии.
  3. Расширение сферы экономии эмоций. Педагог начинает экономить на эмоциях в общении с родными, близкими, друзьями.
  4. Редукция (упрощение профессиональных обязанностей) – стремление облегчить или сократить свои обязанности.

 

Истощение:

 

  1. Эмоциональный дефицит. Сопровождается ощущением невозможности войти в положение субъекта своей деятельности, неспособности соучаствовать и сопереживать. Появляется резкость, грубость, появление обиды.
  2. Эмоциональная отстраненность. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Объект тяготит своими потребностями, проблемами.
  3. Личностная отстраненность. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Объект тяготит своими потребностями, проблемами.
  4. Психосоматический и психовегетативный симптомы. Даже мысли, касающиеся субъектов профессиональной деятельности, могут спровоцировать отклонения в психическом и соматическом состоянии, сопровождающимися плохим настроением, усталостью, бессонницей, чувством страха, обострением хронических заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие для воспитателей ДОУ "Сильнее всех владеющий собой"»

Светлана Ивановна Кононученко,

педагог-психолог МДОУ «Ясли-

сад комбинированного типа № 294

г. Донецка»



Практико–ориентированное занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов:

«Сильнее всех владеющий собой»


«Если ты владеешь собой,

ты владеешь миром…»

Сенека



Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравматирующие воздействия.

Внешние и внутренние причины эмоционального выгорания воспитателей дошкольного образовательного учреждения:





































































Фазы и симптомы эмоционального выгорания:

«Эмоциональное выгорание» характеризуется тремя фазами: напряжением, резистенцией (сопротивлением), истощением.















Каждой фазе соответствуют определенные симптомы:

Напряжение:

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, при невозможности их устранения – отчаяние, негодование, состояние неразрешенности ситуации.

  2. Неудовлетворенность собой. Негативное самовосприятие в профессиональном плане. Педагогу кажется, что определенную работу необходимо делать лучше, быстрее, а может даже другим способом.

  3. «Загнанность в клетку». Ощущение состояния интеллектуально – эмоционального тупика, безысходности ситуации. Так как педагог недоволен собой, то работает с высокой степенью самоотдачи до самоотречения. Все это, не давая должного положительного заряда для работы, в итоге изматывает, приводит к изнеможению, как эмоциональному, так и физическому, появляется ощущение загнанности в клетку.

  4. Тревога и депрессия. Неудовлетворенность работой и собой порождает энергетическое напряжение в форме личной тревоги , разочарование в себе, профессии, месте работы.

Резистенция (сопротивление):

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Экономия на эмоциях» выборочное реагирование в ходе рабочих контактов. Пеагог действует по принципу: «сочту нужным – уделю внимание, будет настроение – откликнусь на состояние и потребности партнера по общению. У педагога появляется эмоциональная черствость, равнодушие.

  2. Эмоционально - нравственная дезориентация. Потребность в контроле самооправдании, защита собственной стратегии.

  3. Расширение сферы экономии эмоций. Педагог начинает экономить на эмоциях в общении с родными, близкими, друзьями.

  4. Редукция (упрощение профессиональных обязанностей) – стремление облегчить или сократить свои обязанности.



Истощение:



  1. Эмоциональный дефицит. Сопровождается ощущением невозможности войти в положение субъекта своей деятельности, неспособности соучаствовать и сопереживать. Появляется резкость, грубость, появление обиды.

  2. Эмоциональная отстраненность. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Объект тяготит своими потребностями, проблемами.

  3. Личностная отстраненность. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Объект тяготит своими потребностями, проблемами.

  4. Психосоматический и психовегетативный симптомы. Даже мысли, касающиеся субъектов профессиональной деятельности, могут спровоцировать отклонения в психическом и соматическом состоянии, сопровождающимися плохим настроением, усталостью, бессонницей, чувством страха, обострением хронических заболеваний.



Рисуночный тест «Часы»





















Наручные и настольные, настенные и песочные, карманные и каминные, башенные и «с кукушкой»…Часы делают нашу жизнь более упорядоченной, в то же время напоминают нам, что время не стоит на месте, а значит нужно спешить, иначе все самое интересное пройдет мимо. А еще с помощью часов можно определить уровень нашей жизненной энергии.

Перед вами схематично изображенный будильник. Ваша задача – придать картинке законченный вид. Вы можете нарисовать только необходимые отсутствующие детали, а можете также выделить фон, добавить какие-то предметы интерьера… Как вашей душе угодно. Время на работу – 3 минуты.

















Если вы изобразили в первую очередь цифры, сделали акцент именно на них, или прорисовали циферблат с особой тщательностью, не забыв и про секундные деления, значит, на сегодняшний день, вы ведете довольно суматошную жизнь. Вероятно, вам не хватает размеренности и упорядоченности. Попробуйте, по возможности, навести порядок в повседневных делах. Став для самой себя эффективным тайм- менеджером, вы с удивлением обнаружите, что планируя свое время, можно сэкономить силы и успеть намного больше.

Кнопка звонка

Если вы заштриховали или закрасили этот элемент , похоже, то, чем вы сейчас профессионально занимаетесь – отнюдь не работа вашей мечты. Вы постоянно спрашиваете себя: «Подходит ли мне моя работа?». Замечаете, что в основном стараетесь уклониться от нее . Каждое утро просыпаетесь с чувством: « Не знаю, смогу ли выдержать еще один день?». Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни. И тогда жизнь засияет новыми красками, а утренняя трель будильника будет вызывать не привычное раздражение, а радость от того, что начинается новый интересный день.

Фон

Если вы уделили повышенное внимание фону, интерьеру, окружающему часы, нарисовали стол, подложили под будильник салфеточку, поставили рядом с ним вазу с цветами, рассыпали по столешнице карандаши - вы скорее всего «подзаряжаетесь», общаясь с другими людьми. Вы любите привлекать к себе повышенное внимание окружающих, быть всегда на виду. Охотно делитесь своими переживаниями, не замыкайтесь на проблемах. Общаясь с людьми, черпаете энергию и жизненные силы.

























































Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом, дыханием.

Психологические зарядки

Одним из приемов снятия психоэмоционального напряжения являются психологические зарядки. Психологические зарядки помогут овладеть приемами релаксации и концентрации, повысить энергетический потенциал. Для достижения желаемого результата зарядку необходимо проводить каждый день в течение 10 -15 минут.

Способы, связанные с воздействием слова

Аффирмация – это краткое позитивное утверждение, которое позволяет заменить негативные установки на позитивные. Аффирмация – это уверенное высказывание с ударением на то, что я хочу иметь (успех в профессиональной деятельности, здоровье, любовь). Аффирмация – это не новый термин, это слово было известно еще в 19 веке и сейчас получает все большее распространение. Оно широко вошло в обиход после появления работ французского врача Эмиля Куэ о лечении с помощью самовнушения. Великий ученый на практике доказал, что большинство болезней отступает перед силой человеческого духа и воображения. Аффирмация – это очень простое и в то же время эффективное средство, которое может использовать каждый. Эти сильные, позитивные фразы способны улучшить все сферы нашей жизни. Аффирмации на каждый день – это заряд позитивной энергии и вдохновения. Это не что иное, как положительный аутотренинг.

Цветомедитация

Цветомедитация – один из способов лечения цветом. Она снимает стрессы, раздражение, помогает забыть о проблемах и неприятностях и вернуться к самому себе, стабилизировать психическое состояние, приблизить хотя бы немного к душевной гармонии.

Цвет обладает как энергетическим, так и информационным воздействием. Каждый человек через свое подсознание получает эту информацию при контакте с цветом. Если вы ждете сразу от воздействия цветом ощущений, то ваши ожидания осуществятся. Только если у вас хорошо развита чувствительность, и вы умеете различать тонкие ощущения своего тела.

Если вы сразу ничего не чувствуете, не думайте, что цвет на вас не действует. Он действует. Но эти сигналы вами не осознаются, так как они находятся ниже уровня вашей чувствительности, т.е. на подсознательном уровне.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

  1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом). Когда рабочий день заканчивается необходимо забыть о работе и заниматься другими делами, выполнять другие социальные роли.

  2. Регулярные физические упражнения. Как минимум 3 раза в неделю по 30 минут. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться именно вам (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и др.) иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

  3. Полноценный сон. Как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, нужно спать в среднем 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем, и легко просыпаются утром, когда звонит будильник.

  4. Наличие хобби (спорт, культура, природа), интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

  5. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и если у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, вместе можно найти разумное решение возникшей проблемы.

  6. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы. Это ощущение более широкого мира нежели который существует внутри коллектива.

  7. Отношение педагога к своим неудачам. Еще один очень важный фактор, который может вызвать эмоциональное выгорание. Идеальных людей не бывает, поэтому все время от времени ошибаются, но каждый реагирует на неудачу по- своему. Если вы не даете себе права на ошибку и упрекаете себя за каждую неудачу – появление эмоционального выгорания – это вполне прогнозируемая вещь. Поэтому иногда стоит говорить себе: « не произошло ничего непоправимого, все к лучшему», «вместе мы найдем выход из любой ситуации». Даже такие примитивные утверждения часто меняют ситуацию к лучшему.



Релаксация



Релаксация – метод, с помощью которого можно частично избавиться от физического или психического напряжения. Умение расслабляться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.

Для релаксации подойдет специальная музыка, в которой звучат голоса птиц, шум леса, звуки дождя, родниковой воды, жужжание шмеля. От раздражительности, неврозов, японские врачи предлагают музыку П.И. Чайковского, от мигрени «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина; головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского ; нормализует сон сюита «Пер Гюнт» Грига.





Список литературы



  1. Абрамян, А.А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С.169-171.

  2. Архарова, О.Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 1. - С.73-80.

  3. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу: / О.И. Бабич /под ред. А.В. Перепелкиной. - Волгоград.: Учитель, 2014. - 122 с.

  4. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №31. - С.48-52.

  5. Баранов, А.А. Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. - 2010. - № 11. - С.28-34.

  6. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.

  7. Бойко, В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении: монография: / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

  8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: научное издание / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

  9. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Психологический

Практикум: практикум / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Практическое занятие для воспитателей ДОУ "Сильнее всех владеющий собой"

Автор: Кононученко Светлана Ивановна

Дата: 29.03.2020

Номер свидетельства: 544590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства