kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-значимый проект "Современные формы взаимодействия с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект поможет воспитателям найти новые, современные формы взаимодействия педагогов с родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-значимый проект "Современные формы взаимодействия с родителями»

Министерство образования МО

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ













Итоговый практико-значимый проект



Тема: «Современные формы взаимодействия педагога и семьи»



по курсу кафедрального учебного модуля «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

72 ч.





Выполнила: слушатель КПК

Мяченкова Т.В.

воспитатель МДОУ д/с №51 «Центр детства»

г. Серпухова Преподаватель: Орлова Т.Э.





















г.Серпухов, 2016г.

Введение

Актуальность

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей  и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Почти все педагоги сходятся на одном  – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?

И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: - «Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее». Современному педагогу необходимо включать в свою работу новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.

Говорят: «Век живи, век учись!». Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.




Цель: определение эффективности использования современных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования

2.Выявить особенности взаимодействия семьи и детского сада

3.Разработать проект: « Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»

4.Проверить эффективность реализации проекта


Методы исследования:


-Анализ литературных источников


-Изучение опыта работы


-Создание проекта « Современные формы взаимодействия с семьей»

-Проверка эффективности реализации проекта через наблюдение, анализ продуктов деятельности, опросы, анкетирование.



Гипотеза исследования: использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей будет способствовать установлению партнёрских отношений между ДОУ и родителями.

Основная часть

Анализ литературы

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания»«Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

По этому поводу ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».

Исследовали и разработчики данной проблемы — это основоположники отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. — заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками и проявились в организации родительских кружков; в подготовке «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»; в создании хотя и немногочисленных, но различных форм взаимодействия, сотрудничества семьи и педагогов, например клубов для матерей,«семейных групп-лекториев»

Например, Е.А. Аркин (1873-1948) отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, а все лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи.  Содержание сотрудничества семьи и детского сада определяется «Руководством для воспитателя детского сада»(1945) и «Уставом детского сада» (1945). В этих документах было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.

Однако, как отмечал В.А. Сухомлинский (1918-1980), дошкольные учреждения не могут заменить детям семью, отца и мать, которые являлись главными воспитателями для ребенка. 

Педагогические исследования по проблеме сочетания общественного и семейного воспитания продолжались в 60-70-е гг. XX века.

В 1960 г. был создан первый научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР, который возглавил академик А.В. Запорожец. В его лабораториях рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание изучению вопросов семейного и общественного воспитания дошкольников.

Как система пропаганды педагогических знаний в 70-80-е гг. был организован педагогический всеобуч для родителей, который имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы. В рамках всеобуча функционировали родительские университеты. Их цель — повышение педагогической культуры населения, налаживание всех функций сотрудничества детского сада с родителями: охраны и укрепления здоровья детей, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей и др. 

В 70-е гг. под руководством Т.А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими проблемами. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функции профессионального самосовершенствования.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

Например, в исследованиях, проводимых в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной (1990), была дана характеристика межличностных отношений ребенка-дошкольника с разными членами семьи, изучалась зависимость развития некоторых личностных качеств ребенка от условий воспитания ребенка и его общения со взрослыми в семье. 

С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

− Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

− Повышение педагогической культуры родителей.

− Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.


Практическая часть

В рамках реализации исследования мною был разработан проект « Современные формы взаимодействия с семьей». Он помогает решать задачу ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Проект рассчитан на педагогов, детей и родителей. Время реализации проекта 1год. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я начала с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Для выявления потребностей семей было проведено анкетирование, личные беседы, что помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей:

День открытых дверей

Родители в качестве гостей посещают занятие, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят своих детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

Совместные досуги «Масленица», «Мамочка, любимая моя!» Используя такую форму, я добиваюсь, что родители выступают не в роли пассивных наблюдателей за своими детьми (как, например, на утреннике), а являются активными участниками в образовательной деятельности. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми. Двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя.

«Мастер–класс» для родителей: «Давайте поиграем вместе!»

Очень интересна родителям такая форма работы как «Мастер-класс». Совместно с педагогом и своим ребенком они осваивают определенные формы обучения, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных творческих способностей, как можно развивать мелкую моторику в игре и т.д. В конце каждого такого «мастер–класса» каждый родитель получает от педагога брошюру с консультацией, в которой есть небольшая теоретическая часть по определенной проблеме, и самое главное, описаны различные упражнения или игры, которые родители могут потом самостоятельно использовать в домашних условиях.

Акции «Поможем птицам зимой!», «Лучший участок – наш!»

Выставки семейных работ к проектам «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Дом моей мечты», «Новогодний серпантин», «Макарономания»

Привлечение родителей к созданию мини-музеев

























Оценка результативности исследования

В ходе итогового анкетирования «Удовлетворенность семьи работой ДОУ» и подведения итогов реализации годового проекта была выявлена эффективность работы в этом направлении.

Как показали результаты, эти проблемы интересуют в настоящее время 80% родителей.


Гипотеза о том, что использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей будет способствовать установлению партнёрских отношений между ДОУ и родителями, подтвердилась.

Выводы: проект помог мне

- повысить уровень доверия родителей к детскому саду;

- повысить педагогическую грамотность родителей;

- обогатить опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-увеличить число активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;

- продуктивному творческому взаимодействию педагогов и родителей;

- созданию положительного эмоционального микроклимата

взаимодействия с родителями.

Практическая значимость: еще один шаг к партнерству с семьей был сделан в этом году. Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.


Список литературы


1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.N 1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.Регистрационный N 30384

2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений
педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика.
- 2010. - № 2

3.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007–2010.

4. Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ, № 1 апрель 2011.











Приложение № 1



Совместный спортивный праздник, посвящённый «Дню матери»,

в средней группе

"Мамочка, любимая моя!"



Цель: создание праздничного настроения, привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни группы.

Задачи:
1.Помочь родителям ощутить радость от совместной деятельности, понять полезность «гимнастики вдвоём» и установить эмоционально – тактильный контакт с детьми.
2.Совершенствовать умение детей ходить на носках, пятках, на внешней стороне стопы; бегать, ползать, играть.
3.Развивать у детей и совершенствовать у родителей двигательную память, внимание, мышление.

4.Воспитывать тёплый нравственный климат между детьми и мамами.


Место проведения: спортивный зал.
Оборудование:
Бубен 
Флажки, султанчики.

Мягкие модули
Массажная дорожка
Музыкальный центр
Аудиозапись «Больше всех я люблю мамочку мою». Танец «Буги-вуги».

Ход праздника:

Звучит песня «Больше всех я люблю мамочку мою». В зал входят дети в спортивной форме. Они проходят по залу круг почёта, выстраиваются на линии.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые наши мамы! Мы рады видеть вас в нашем спортивном зале и хотим поздравить вас с праздником. 
Мама – самый близкий и родной человек. Мамочка всегда поможет, пожалеет, почитает сказку, приласкает. И сегодня для вас, наши дорогие мамы, дети приготовили стихи.
Дети читают стихи.
1. Дорогие мамочки!
Поздравляем вас.
Нет прекраснее на свете,
Ваших милых глаз.
2.Маму очень я люблю!
Ей подарок подарю!
Будь здоровой, будь красивой,
Будь весёлой, будь счастливой!
3.Маму с праздником поздравлю,
Ей цветочек подарю.
Пусть узнают все на свете:
Очень маму я люблю!
4. У нас сегодня день особый, 
Праздник наших милых мам!
Этот праздник, нежный самый, 
В ноябре приходит к нам!
Воспитатель: У нас праздник не простой, а весёлый, заводной. Потому что наши дети самые спортивные, самые активные, на месте не сидят, двигаться хотят.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир спортивных игр и упражнений с нашим инструктором по физической культуре.
Построение в колонну друг за другом.
1 часть. Ходьба друг за другом. Ходьба «петушок» (ходьба с высоким подниманием колена и взмахом рук), ходьба на носках, руки прямые вверху. Бег. Ходьба.
2 часть. ОРУ с флажками.
Инструктор: Родители такой народ,

На занятость спешат сослаться!

Всем надо спортом заниматься!

И вот, чтоб ставить всем рекорды

И о больницах забывать,

Над мамами в вопросах спорта

Решили дети шефство взять!


Приглашаем мам. Дети вместе с мамами выполняют комплекс с флажками и султанчиками.

1.И.п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.

1 - флажки в стороны;2 - флажки вверх, палочки скрестить; 3 - флажки в стороны; 4 - вернуться в и.п.(4-5 раз).
2.И.п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1-2 - присесть, флажки вперёд; 3-4 - вернуться в и.п. (5-6 раз)

3.И.п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1- поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2- выпрямиться, вернуться в и. п. (по 3 раза)
4.И.п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1- наклон вперёд, флажки в стороны; 2- флажки скрестить перед собой; 3- флажки в стороны; 4- выпрямиться, вернуться в и.п. (4-5 раз)

5.И.п.- стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

6.Ходьба в колонне по одному; оба флажка в правой руке подняты над головой.

Игра с мамами «Подскажи словечко»

– Не родись красивой, а родись  ……….    (счастливой).
- Чтоб расти и закаляться, нужно спортом ……. (заниматься).
- Двигайся больше, проживешь ……… (дольше).
– У семи нянек дитя ………   (без глаза).
- Больше свежего воздуха — крепче …………. (здоровье).
– Милые бранятся только ………….  (тешатся).
- Свежий воздух лучше любого ………….(лекарства).
- Гость на пороге – счастье в …      (доме).
- Движение — это  …… (жизнь).
– Дом без хозяйки …  (сиротка).
- Пешком ходить – долго ………. (жить)
– Дом вести …  (не бородой трясти).
- Чеснок да лук от ………… (семи недуг)
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
- Солнце, воздух и вода - ………. (наши лучшие друзья)
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- При солнышке – тепло, при матери – …… (добро). 
- Кто спортом занимается, тот силы ………. (набирается)
- Нет милей дружка, чем родная ….. (матушка).
- Чистота – залог ………. (здоровья).
- Вся семья вместе – и душа ………. (на месте). 

Воспитатель: а теперь мы хотим загадать детям загадки. Внимательно их слушать нужно, а потом ответить нужно!

  1. Кто позже всех ложиться

И раньше всех встает?

В заботах день проводит

И очень устает? (мама)

  1. В ушках маминых сверкают

И совсем они не тают.

Серебрятся льдинки-крошки

В маминых ушах (сережки)

  1. Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки. (суп)

  1. Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке (бусы).


Основные виды движений.
1.Пройди – не упади!
Мамы держат за руку ребёнка и проводят его по мягким модулям. 2 раза.
2.Проползи – не задень! 
Дети на четвереньках ползут под дугами.2 раза.
3.Волшебная дорожка. 
Дети проходят по массажной дорожке. 2 раза.
Инструктор: Ну-ка, ребятки, отгадайте-ка загадку:
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (мама).
Ребята, давайте пригласим мам на весёлый танец.
Дети вместе с мамами исполняют музыкально-ритмическую композицию «Буги-вуги».
Инструктор:
Все сегодня удальцы,
Все сегодня молодцы,
Все с задором упражнялись.
А теперь пришла пора
Нам прощаться детвора.
Инструктор прощается с родителями и детьми. Дети вместе с мамами выходят из зала под музыку и в группе вручают мамам подарки.


























Приложение №2


Проект «Современные формы взаимодействия с семьёй»


Участники проекта: Педагоги ДОУ, родители, дети.

Основные задачи проекта:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Сроки проекта: 2015–2016 учебный год.

Этапы проекта: 1 этапподготовительный (первая половина 2015 года)

Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.

-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

-анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

-формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;

-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этаппрактический (2015-2016 учебный год)

Цель: организация партнерского взаимодействия ДО с родительской общественностью.

Формы работы:

День открытых дверей

Совместные праздники «Масленица», «Мамочка, любимая моя!»

Реализация «мастер–классов» для родителей: «Давайте поиграем вместе!»

«Словарик эмоций»

Семейная гостиная «Быстро! Вкусно! Красиво!»

Акции «Поможем птицам зимой!», «Лучший участок – наш!»

Выставки семейных работ к проектам «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Дом моей мечты», «Новогодний серпантин»

Привлечение родителей к созданию мини-музеев


Оценка результативности


3 этап – аналитический (вторая половина 2016 года)

Цель: определение результативности внедрения нетрадиционных форм работы с родителями.

Итоговое анкетирование «Удовлетворенность семьи работой ДОУ». Участие педагогов в различных мероприятиях по обмену педагогическим опытом. В ходе анкетирования и подведения итогов реализации годового проекта была выявлена эффективность работы в этом направлении.

Наблюдается:

− Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

− Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

− Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

− Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Предполагаемые результаты

Дети

- формирование заботливого отношения к своей семье;

- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;

Родители

- воспитание чувства уверенности и защищённости.

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;

Педагоги

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;

- создание положительного эмоционального микроклимата

взаимодействия с родителями;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.

Предметно-развивающая среда

- созданы условия для формирования положительного образа семьи;

- комфортная, безопасная.

Выводы: Еще один шаг к партнерству с семьей был сделан в этом году. Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практико-значимый проект "Современные формы взаимодействия с родителями

Автор: Мяченкова Татьяна Васильевна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416287


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства