Просмотр содержимого документа
«Практико-значимый проект "Современные формы взаимодействия с родителями»
Министерство образования МО
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Итоговый практико-значимый проект
Тема: «Современные формы взаимодействия педагога и семьи»
по курсу кафедрального учебного модуля «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
72 ч.
Выполнила: слушатель КПК
Мяченкова Т.В.
воспитатель МДОУ д/с №51 «Центр детства»
г. Серпухова Преподаватель: Орлова Т.Э.
г.Серпухов, 2016г.
Введение
Актуальность
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: - «Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее». Современному педагогу необходимо включать в свою работу новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
Говорят: «Век живи, век учись!». Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Цель: определение эффективности использования современных форм взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования
2.Выявить особенности взаимодействия семьи и детского сада
3.Разработать проект: « Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»
4.Проверить эффективность реализации проекта
Методы исследования:
-Анализ литературных источников
-Изучение опыта работы
-Создание проекта « Современные формы взаимодействия с семьей»
-Проверка эффективности реализации проекта через наблюдение, анализ продуктов деятельности, опросы, анкетирование.
Гипотеза исследования: использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей будет способствовать установлению партнёрских отношений между ДОУ и родителями.
Основная часть
Анализ литературы
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
По этому поводу ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».
Исследовали и разработчики данной проблемы — это основоположники отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. — заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками и проявились в организации родительских кружков; в подготовке «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»; в создании хотя и немногочисленных, но различных форм взаимодействия, сотрудничества семьи и педагогов, например клубов для матерей,«семейных групп-лекториев».
Например, Е.А. Аркин (1873-1948) отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, а все лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи. Содержание сотрудничества семьи и детского сада определяется «Руководством для воспитателя детского сада»(1945) и «Уставом детского сада»(1945). В этих документах было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.
Однако, как отмечал В.А. Сухомлинский (1918-1980), дошкольные учреждения не могут заменить детям семью, отца и мать, которые являлись главными воспитателями для ребенка.
Педагогические исследования по проблеме сочетания общественного и семейного воспитания продолжались в 60-70-е гг. XX века.
В 1960 г. был создан первый научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР, который возглавил академик А.В. Запорожец. В его лабораториях рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание изучению вопросов семейного и общественного воспитания дошкольников.
Как система пропаганды педагогических знаний в 70-80-е гг. был организован педагогический всеобуч для родителей, который имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы. В рамках всеобуча функционировали родительские университеты. Их цель — повышение педагогической культуры населения, налаживание всех функций сотрудничества детского сада с родителями: охраны и укрепления здоровья детей, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей и др.
В 70-е гг. под руководством Т.А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими проблемами. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функции профессионального самосовершенствования.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.
Например, в исследованиях, проводимых в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной (1990), была дана характеристика межличностных отношений ребенка-дошкольника с разными членами семьи, изучалась зависимость развития некоторых личностных качеств ребенка от условий воспитания ребенка и его общения со взрослыми в семье.
С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
− Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
− Повышение педагогической культуры родителей.
− Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Практическая часть
В рамках реализации исследования мною был разработан проект « Современные формы взаимодействия с семьей». Он помогает решать задачу ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Проект рассчитан на педагогов, детей и родителей. Время реализации проекта 1год. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я начала с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Для выявления потребностей семей было проведено анкетирование, личные беседы, что помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей:
День открытых дверей
Родители в качестве гостей посещают занятие, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят своих детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
Совместные досуги «Масленица», «Мамочка, любимая моя!» Используя такую форму, я добиваюсь, что родители выступают не в роли пассивных наблюдателей за своими детьми (как, например, на утреннике), а являются активными участниками в образовательной деятельности. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми. Двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя.
«Мастер–класс» для родителей: «Давайте поиграем вместе!»
Очень интересна родителям такая форма работы как «Мастер-класс». Совместно с педагогом и своим ребенком они осваивают определенные формы обучения, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных творческих способностей, как можно развивать мелкую моторику в игре и т.д. В конце каждого такого «мастер–класса» каждый родитель получает от педагога брошюру с консультацией, в которой есть небольшая теоретическая часть по определенной проблеме, и самое главное, описаны различные упражнения или игры, которые родители могут потом самостоятельно использовать в домашних условиях.
Акции «Поможем птицам зимой!», «Лучший участок – наш!»
Выставки семейных работ к проектам «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Дом моей мечты», «Новогодний серпантин», «Макарономания»
Привлечение родителей к созданию мини-музеев
Оценка результативности исследования
В ходе итогового анкетирования «Удовлетворенность семьи работой ДОУ» и подведения итогов реализации годового проекта была выявлена эффективность работы в этом направлении.
Как показали результаты, эти проблемы интересуют в настоящее время 80% родителей.
Гипотеза о том, чтоиспользование современных форм взаимодействия педагогов и родителей будет способствовать установлению партнёрских отношений между ДОУ и родителями, подтвердилась.
Выводы: проект помог мне
- повысить уровень доверия родителей к детскому саду;
- повысить педагогическую грамотность родителей;
- обогатить опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-увеличить число активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;
- продуктивному творческому взаимодействию педагогов и родителей;
- созданию положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями.
Практическая значимость: еще один шаг к партнерству с семьей был сделан в этом году. Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.N 1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.Регистрационный N 30384
2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
3.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007–2010.
4. Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ, № 1 апрель 2011.
Цель: создание праздничного настроения, привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни группы.
Задачи: 1.Помочь родителям ощутить радость от совместной деятельности, понять полезность «гимнастики вдвоём» и установить эмоционально – тактильный контакт с детьми. 2.Совершенствовать умение детей ходить на носках, пятках, на внешней стороне стопы; бегать, ползать, играть. 3.Развивать у детей и совершенствовать у родителей двигательную память, внимание, мышление.
4.Воспитывать тёплый нравственный климат между детьми и мамами.
Место проведения: спортивный зал. Оборудование: Бубен Флажки, султанчики.
Мягкие модули Массажная дорожка Музыкальный центр Аудиозапись «Больше всех я люблю мамочку мою». Танец «Буги-вуги».
Ход праздника:
Звучит песня «Больше всех я люблю мамочку мою». В зал входят дети в спортивной форме. Они проходят по залу круг почёта, выстраиваются на линии. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые наши мамы! Мы рады видеть вас в нашем спортивном зале и хотим поздравить вас с праздником. Мама – самый близкий и родной человек. Мамочка всегда поможет, пожалеет, почитает сказку, приласкает. И сегодня для вас, наши дорогие мамы, дети приготовили стихи. Дети читают стихи. 1. Дорогие мамочки! Поздравляем вас. Нет прекраснее на свете, Ваших милых глаз. 2.Маму очень я люблю! Ей подарок подарю! Будь здоровой, будь красивой, Будь весёлой, будь счастливой! 3.Маму с праздником поздравлю, Ей цветочек подарю. Пусть узнают все на свете: Очень маму я люблю! 4. У нас сегодня день особый, Праздник наших милых мам! Этот праздник, нежный самый, В ноябре приходит к нам! Воспитатель: У нас праздник не простой, а весёлый, заводной. Потому что наши дети самые спортивные, самые активные, на месте не сидят, двигаться хотят.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир спортивных игр и упражнений с нашим инструктором по физической культуре. Построение в колонну друг за другом. 1 часть. Ходьба друг за другом. Ходьба «петушок» (ходьба с высоким подниманием колена и взмахом рук), ходьба на носках, руки прямые вверху. Бег. Ходьба. 2 часть. ОРУ с флажками. Инструктор: Родители такой народ,
На занятость спешат сослаться!
Всем надо спортом заниматься!
И вот, чтоб ставить всем рекорды
И о больницах забывать,
Над мамами в вопросах спорта
Решили дети шефство взять!
Приглашаем мам. Дети вместе с мамами выполняют комплекс с флажками и султанчиками.
1.И.п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.
1 - флажки в стороны;2 - флажки вверх, палочки скрестить; 3 - флажки в стороны; 4 - вернуться в и.п.(4-5 раз). 2.И.п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1-2 - присесть, флажки вперёд; 3-4 - вернуться в и.п. (5-6 раз)
3.И.п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1- поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2- выпрямиться, вернуться в и. п. (по 3 раза) 4.И.п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1- наклон вперёд, флажки в стороны; 2- флажки скрестить перед собой; 3- флажки в стороны; 4- выпрямиться, вернуться в и.п. (4-5 раз)
5.И.п.- стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.
6.Ходьба в колонне по одному; оба флажка в правой руке подняты над головой.
Игра с мамами «Подскажи словечко»
– Не родись красивой, а родись ………. (счастливой). - Чтоб расти и закаляться, нужно спортом ……. (заниматься). - Двигайся больше, проживешь ……… (дольше). – У семи нянек дитя ……… (без глаза). - Больше свежего воздуха — крепче …………. (здоровье). – Милые бранятся только …………. (тешатся). - Свежий воздух лучше любого ………….(лекарства). - Гость на пороге – счастье в … (доме). - Движение — это …… (жизнь). – Дом без хозяйки … (сиротка). - Пешком ходить – долго ………. (жить) – Дом вести … (не бородой трясти). - Чеснок да лук от ………… (семи недуг) – Яблоко от яблони … (не далеко падает). - Солнце, воздух и вода - ………. (наши лучшие друзья) – В гостях хорошо, … (а дома лучше). - При солнышке – тепло, при матери – …… (добро). - Кто спортом занимается, тот силы ………. (набирается) - Нет милей дружка, чем родная ….. (матушка). - Чистота – залог ………. (здоровья). - Вся семья вместе – и душа ………. (на месте).
Воспитатель: а теперь мы хотим загадать детям загадки. Внимательно их слушать нужно, а потом ответить нужно!
Кто позже всех ложиться
И раньше всех встает?
В заботах день проводит
И очень устает? (мама)
В ушках маминых сверкают
И совсем они не тают.
Серебрятся льдинки-крошки
В маминых ушах (сережки)
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки. (суп)
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке (бусы).
Основные виды движений. 1.Пройди – не упади! Мамы держат за руку ребёнка и проводят его по мягким модулям. 2 раза. 2.Проползи – не задень! Дети на четвереньках ползут под дугами.2 раза. 3.Волшебная дорожка. Дети проходят по массажной дорожке. 2 раза. Инструктор: Ну-ка, ребятки, отгадайте-ка загадку: В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо – Лучше всех на свете… (мама). Ребята, давайте пригласим мам на весёлый танец. Дети вместе с мамами исполняют музыкально-ритмическую композицию «Буги-вуги». Инструктор: Все сегодня удальцы, Все сегодня молодцы, Все с задором упражнялись. А теперь пришла пора Нам прощаться детвора. Инструктор прощается с родителями и детьми. Дети вместе с мамами выходят из зала под музыку и в группе вручают мамам подарки.
Приложение №2
Проект «Современные формы взаимодействия с семьёй»
Участники проекта: Педагоги ДОУ, родители, дети.
Основные задачи проекта:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Сроки проекта: 2015–2016 учебный год.
Этапы проекта:1 этап – подготовительный (первая половина 2015 года)
Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.
-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
-анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
-формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический (2015-2016 учебный год)
Цель: организация партнерского взаимодействия ДО с родительской общественностью.
Реализация «мастер–классов» для родителей: «Давайте поиграем вместе!»
«Словарик эмоций»
Семейная гостиная «Быстро! Вкусно! Красиво!»
Акции «Поможем птицам зимой!», «Лучший участок – наш!»
Выставки семейных работ к проектам «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Дом моей мечты», «Новогодний серпантин»
Привлечение родителей к созданию мини-музеев
Оценка результативности
3 этап – аналитический (вторая половина 2016 года)
Цель: определение результативности внедрения нетрадиционных форм работы с родителями.
Итоговое анкетирование «Удовлетворенность семьи работой ДОУ». Участие педагогов в различных мероприятиях по обмену педагогическим опытом. В ходе анкетирования и подведения итогов реализации годового проекта была выявлена эффективность работы в этом направлении.
Наблюдается:
− Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
− Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
− Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
− Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Предполагаемые результаты
Дети
- формирование заботливого отношения к своей семье;
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;
Родители
- воспитание чувства уверенности и защищённости.
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;
Педагоги
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.
Предметно-развивающая среда
- созданы условия для формирования положительного образа семьи;
- комфортная, безопасная.
Выводы: Еще один шаг к партнерству с семьей был сделан в этом году. Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.