Практикум для родителей «Развитие руки будущего первоклассника»
Практикум для родителей «Развитие руки будущего первоклассника»
Цель: познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Педагоги уделяют огромное внимание гармоничному психофизиологическому развитию малыша. Хотим развивать интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу… И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое движение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развивать.
Наша с вами задача сегодня осознать важность развития рук ребенка и найти способы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей «Развитие руки будущего первоклассника»»
Практикум для родителей
«Развитие руки будущего первоклассника»
Цель: познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Педагоги уделяют огромное внимание гармоничному психофизиологическому развитию малыша. Хотим развивать интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу… И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое движение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развивать.
Наша с вами задача сегодня осознать важность развития рук ребенка и найти способы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный период.
В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома. Вам, дорогие родители, необходимо поддерживать интерес своего ребенка к графической деятельности, создать необходимые условия (бумага, карандаши и другие «рисующие» предметы), обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ними новые, более трудные задачи, формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удержание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т.д.), активизировать интерес ребенка к графической деятельности.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для определения уровня развития мелкой моторики рук детей был проведен тест (анализ работ)
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок (анализ работ)
Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. Очень полезны в этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев (демонстрация папки «Страна пальчиковых игр», проведение игры «Апельсин»).
Игры для родителей
Обрывание из цветной бумаги различных фигур (круг, квадрат, треугольник)
Аппликация. Изображение фрукта на картоне намазывают клеем, а затем посыпают манкой.
Выкладывание из счетных палочек силуэта человека или домика.
«Поможем бабушке» (сортировка гороха и перловки)
«Узнай, что это?» (с закрытыми глазами узнать фигуру, вырезанную из наждачной бумаги)
«Волшебная ниточка» (сконструировать из ниточки на столе какую-нибудь фигуру, остальные отгадывают)
Рекомендации для родителей по организации графической
деятельности детей и подготовки руки к письму
1. На шестом году жизни дети рисуют много и с удовольствием. Покупая детям этого возраста книжки-раскраски, обращайте внимание на картинки. Они должны быть более сложными, с большим количеством силуэтов и с более мелкими деталями. Желательно перед ребенком ставить задачи: аккуратность штриховки и доведение начатого дела до конца. Обучайте ребенка новым способам штриховки. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении; линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.
2. Начиная с 6 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. В этом возрасте дети с удовольствием рисуют по трафаретам.
3. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность. Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий.
4. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.