Практикум по правилам общения в чатах, который поможет избежать конфликтов с родителями.
Практикум по правилам общения в чатах, который поможет избежать конфликтов с родителями.
Цель педагогической встречи – определить основные правила поведения в чатах, провести анализ и самооценку отношения к поведению в чатах.
Участники практикума: воспитатели и специалисты ДОУ
Вступительное слово психолога
1 слайд
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о правилах общения в родительски чатах. Как правильно и грамотно общаться, что бы избежать конфликтных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум по правилам общения в чатах, который поможет избежать конфликтов с родителями.»
Практикум по правилам общения в чатах, который поможет избежать конфликтов с родителями.
Цель педагогической встречи – определить основные правила поведения в чатах, провести анализ и самооценку отношения к поведению в чатах.
Участники практикума: воспитатели и специалисты ДОУ
Вступительное слово психолога
1 слайд
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о правилах общения в родительски чатах. Как правильно и грамотно общаться, что бы избежать конфликтных ситуаций.
Сегодня очень популярны социальные сети и мессенджеры, в том числе их активно используют и в нашем учреждении для обсуждения различных вопросов с родителями. Это очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате мессенджеров и соцсетей не такое безобидное, как кажется на первый взгляд. Существуют определённые правила, по которым должна строиться правильная и безопасная переписка. Прежде чем запустить подобный формат общения, важно предупредить родителей о правилах общения, это поможет в будущем избежать конфликтные и другие неприятные ситуации.
Психолог: Но прежде чем мы приступим к основной информации, я бы хотела провести небольшое упражнение, что бы показать вам, как важно быть аккуратными в общении.
Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развивать взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.
Задача: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждения о передаче прикосновением.
С какими трудностями вы столкнулись?
Что было легко?
Спасибо большое, вы молодцы!
2 слайд
И продолжая дальше, наш практикум, я хочу задать вам два вопроса
Что такое цифровой этикет?
Зачем нужен цифровой этикет?
Цифровой этикет - правила общения в сети.
Чтобы ваше онлайн-общение не превратилось в источник конфликтов и недопонимания, лучше придерживаться правил цифрового поведения.
3 слайд
Главная цель цифрового этикета-сделать общение с собеседниками максимально комфортным для всех сторон.
Основное правило: заботьтесь о том, чтобы в первую очередь удобно было не вам, а вашему собеседнику.
Цифровой этикет, которому всего 26 лет, меняется на глазах.
Ольга Лукинова уже несколько лет преподает в Российской академии народного хозяйства и государственной службы дисциплину цифровые коммуникации и социальные медиа. А еще она стала автором книги и телеграм-канала «Цифровой этикет».
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки».
Книга знакомит читателя с приемами эффективной деловой переписки и переговоров. Книга учит подбирать верные слова, формулировать тему, представляться незнакомым людям, писать холодные письма, откликаться на вакансии и отвечать на претензии. Материал построен на примерах с разбором: как неправильно и правильно, почему это сработает. Книга обязательна к прочтению для всех, кто пишет письма по работе: руководителям, менеджерам, работодателям, соискателям, специалистам.
Важно! Чем меньше вы знакомы с человеком, тем точнее стоит соблюдать цифровой этикет. Близкий друг поймет ваше сообщение, где смайликов больше, чем слов, но коллега, родители воспитанников или человек, с которым вы общались пару раз и то онлайн, — вряд ли.
4 слайд
Выстроить общения с родителями с помощью мессенджера можно двумя способами:
• организовать чат, то есть включить в него сразу много участников,
• общаться с каждым родителем обособленно.
Но в любом случае необходимо соблюдать правила общения в чатах.
5слайд
Правила общения в сети
Одна мысль — одно сообщение
Не присылайте каждые 1-2 слова отдельным сообщением. Убедитесь, что вы написали все, что хотели сообщить, и только затем нажимайте «Отправить».
Пишите только по делу. При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Чтобы удобно было фиксировать сообщения по одному вопросу, в теме сообщение обозначьте его суть.
6 слайд
Будьте корректны
Будьте вежливы. Обязательно поприветствуйте родителей, когда отвечаете, обращайтесь лично к автору письма. Придерживайтесь уважительного тона общения.
Помните, что на другом конце живой человек. Берегите его и свои чувства. Поэтому:
поздоровайтесь в начале сообщения, если сегодня вы общаетесь впервые;
не забывайте добавить к просьбе «пожалуйста»;
для того, чтобы обсудить сложную ситуацию, лучше созвониться. Это проще, чем в переписке с нарастающим накалом обсуждать какую-либо тему.
7 слайд.
Предотвращайте конфликты.
Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение в чате. При необходимости приглашайте на личную беседу.
8 слайд
Не пишите капслоком (все заглавные буквы)
И не ставьте много восклицательных знаков. И то, и другое читается как крик. И вызывает желание перестать с вами разговаривать — хоть письменно, хоть устно. Вы же вряд ли добиваетесь именно этого?
Голосовые сообщения — только по договоренности
Вы можете отправить голосовое сообщение собеседнику, только если вы с ним договорились, что вам обоим подходит такой формат общения.
И еще:
прежде чем записывать голосовое сообщение, сформулируйте его. Никому не нужно слушать 3-минутный ролик, где 2,5 минуты вы мычите и пытаетесь сами понять, что хотите сообщить.
Лучше сопроводить голосовое сообщение текстом. Например, «здесь я рассказываю о…..».
9 слайд
Орфография и пунктуация
Следите за орфографией и пунктуацией. Даже если вы набираете сообщение на бегу, старайтесь писать без ошибок. И обязательно проверьте текст, если у вас включен Т9. Он может очень замысловато исказить сообщение.
Дозируйте эмодзи (смайлики)
Старайтесь использовать эмодзи, как приправу: с их помощью можно подчеркнуть оттенок смысла, но они не должны быть главным содержанием сообщения.
Это значит, что:
не ставьте больше 1 эмодзи на 2-3 предложения
не ставьте эмодзи в середине предложения — только в конце
не заменяйте эмодзи слова.
Внимательно изучаем смайлы!
10 слайд
Ссылки без пояснений — в цифровом этикете моветон
Если вы делитесь с собеседником ссылкой на текстовый, аудио- или видеофайл, напишите, что вы прислали и зачем человеку это смотреть. Иначе человек может подумать, что это спам, вирус или реклама и не станет открывать.
Выясняйте отношения в частной беседе
Если у вас есть личный вопрос к конкретному участнику чата, лучше написать их в личное сообщение, а не выносить в публичное поле.
Личные вопросы касающиеся одного из детей, работа с должниками
11 слайд
Придерживайтесь делового стиля
Будьте вежливыми и тактичными, не нарушайте этические нормы. Помните, что любой участник переписки может использовать ее в суде. Чтобы доказать факт оскорбления в свой адрес. Суд оценивает формат сообщения субъективно. Поэтому оскорблением могут посчитать не только нецензурные выражения, но и субъективное мнение о родителях или других людях, даже если педагог выразил его вежливо. На основании переписки в социальных сетях суд может наложить штраф за публичное оскорбление до 50 тыс. руб.(физ.лицо) (ст. 5.61 Кодекс об административных правонарушениях(КоАП))
Не принимайте важных решений в момент переписки
Помните: все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.
Не публикуйте персональные данные
Договоритесь с родителями, что личную информацию, например, общие фотографии детей группы, они не будут размещать в соц. сетях без разрешения родителей тех детей, которые есть на фото. Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Определите временные рамки общения.
Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения. Установите правило для собеседников писать сообщения не раньше 07:00 и не позже 21:00.
Комментарии юриста.
Если педагоги не придерживаются правил общения в чатах, то родители могут подать заявление в суд.
Юридически общения в чатах несет больше рисков, чем живое. Это связано с тем, что информация в интернете фиксируется и остается уже после того, как вы ее передали; вы часто не знаете механизмов ее распространения.
Ситуация усложняется тем, что в сети люди эмоционально стремятся именно к живому общению и не задумываются о последствиях сказанного. Рассмотрим последствия для детского сада.
За оскорбление. Штраф 500 тыс. руб. ( на юр.лицо).
Но оскорбление нужно доказывать. Для этого должны быть неоспоримые факты того, что:
- адресованное сообщение, письмо (записка) по форме было неприличным (аморальной, циничной, противоречащей нормам общечеловеческой морали). Оскорблением могут быть не только нецензурные выражения;
- лицо, которому было адресовано сообщение, оскорбилось;
- из текста сообщения явно следует указание на конкретного человека, его можно идентифицировать однозначно.
Обратиться можно с заявлением в прокуратуру или полицию. Также можно взыскать моральный вред через суд. В защиту несовершеннолетних это может сделать прокуратура.
За разглашение персональных данных.
Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Передача через мессенджеры, соцсети личной информации независимо от того, кто именно ее передает, сразу влечет за собой риски – нарушить закон №152-ФЗ «О персональных данных». Родители часто просят прислать фотографии, видео с прошедших мероприятий,. Принципиально важно при обмене фото, видео – не публиковать их без согласия субъекта персональных данных. Закон допускает возможность для личных целей использовать персональные данные, но при этом не должны нарушаться права субъектов.
Психолог: Уважаемые коллеги, в конце нашего собрания я бы хотела провести упражнение «Волшебный мешочек» и узнать, все ли усвоили основные правила общения в чатах.
Рефлексия упражнение «Волшебный мешочек».
Инструкция:
Коллеги! Предлагаю вам вытащить по одной бумажке из волшебного мешочка, которая подскажет, что нам как педагогам нужно сделать для правильного общения в чатах. Но подсказки на листочках коварные, не дайте им себя обмануть!
Можно не придерживаться делового стиля в родительских/рабочих чатах.
Все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными.
Не присылайте каждые 1-2 слова отдельным сообщением. Убедитесь, что вы написали все, что хотели сообщить, и только затем нажимайте «Отправить».
Личный вопрос можно обсудить в общем чате.
Можно оскорбить человека в чате и за это ничего не будет.
Можно установить правило для собеседников, писать сообщения не раньше 07:00 и не позже 21:00.
Надо быть вежливым и тактичным, не нарушать этические нормы.
Обязательно следить за орфографией и пунктуацией, даже если вы набираете сообщение на бегу.
Следите за тем, чтобы не опубликовать персональные данные.
Будьте вежливы со всеми участниками чата.
Берегите время других участников.
Не публикуйте фотографии людей и сведения о них без их согласия.
Не смешивайте личное и деловое общение в чате.
Сохраняйте спокойствие в конфликтной ситуации.
Можно написать важное сообщение ночью.
Держите нейтралитет: не вступайте в спор и не занимайте чью-либо сторону в общем чате.
Когда обсуждаете важные вопросы в общих чатах, следите, чтобы сообщения участников не отклонялись от темы.