Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в общественном транспорте.»
Тема: «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: закрепление основных правил безопасного поведения в общественном транспорте. Задачи:
- расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте; - формировать осознанное отношение к правилам поведения в общественном транспорте; - развивать способность к ориентировке на улице.
- развивать наблюдательность, любознательность; - воспитывать уважение к работе людей, работающих на транспорте, к правилам поведения в транспорте и около него;
- побуждать детей к использованию в речи вежливых форм общения.
Ход деятельности
1.Организационный момент. Дети, взявшись за руки, здороваются – все вместе говорят: «Здравствуйте».
Педагог:Ребята, я вам буду по очереди кидать мяч, а вы попробуете назвать, какие вы знаете правила поведения.
2.Контроль исходного уровня знаний.
А сейчас я вам загадаю загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о каких правилах поведения мы с вами сегодня поговорим.
Удивительный вагон!
Посудите сами.
Рельсы в воздухе, а
Он держит их руками.
(троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
3.Обучающий этап.
Правильно, мы будем говорить о правилах поведения в общественном транспорте
Представьте, что мы вышли из СРЦН на улицу и пошли пешком (дети перемещаются по группе). - как мы сейчас называемся? (пешеходы) - как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов? (вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – много). Остановились. Стоим. Посмотрим на поток автомобилей (дети встают вокруг стола, на котором, выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения, воспитатель задает вопросы). - как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (автомобили) - на какие группы можно разделить все автомобили? (грузовые, пассажирские, автомобили специального назначения) - почему они так называются – пассажирский транспорт, грузовой, спец. назначения? - все автомобили разные, но почему их всех назвали одним словом – автомобили? - что у них общего? - какие части есть у каждой автомашины? (колеса, руль, мотор и т.д.) На каком транспорте мы с вами поедем, вы узнаете отгадав загадку. Что за чудо этот дом, Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) Дети: Нужно ехать в автобусе.
4.Самостоятельная работа. Педагог: Давайте ждать автобус. А где его ждут? Дети: На остановке. Воспитатель: А как нам определить, где автобусная остановка? Дети: По знаку. Педагог: Правильно, дети! Вот знак автобусной остановки, а вот и автобус. Проходите в автобус. Садимся поудобнее, занимаем места (Дети проходят в автобус, построенный из стульчиков). -Расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте. Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери, нужно ждать пока их откроет водитель, у него есть специальная кнопочка. Держаться за поручни. - Взрослые, уступают места пожилым людям. Педагог: А можно разговаривать с водителем во время движения? Дети: Нельзя, водитель отвлекается. Педагог: Можно ли громко разговаривать в автобусе? Дети: Нет, это мешает другим пассажирам. Педагог: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете, вести себя в общественном транспорте, и никто вам не сделает замечания ни в автобусе, ни в трамвае. - Мы с вами отправляемся в путь. Чтоб не скучно было ехать, поиграем в игру «Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка!» (нужно вставить недостающие слова, сопровождая их движениями). «Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка! Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает – Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже….. (скачет) Я сижу и брат…(сидит). Я бегу и он …(бежит) Мяч беру, и он…(берет), мяч кладу и он …(кладет) Куст стригу и он…(стрижет), жгу костер, он тоже..(жжет) Птица хлеб щиплю, он …(щиплет. )сыплю корм, он тоже..(сыплет) Еду на велосипеде, он со мною вместе….(едет) Хохочу и он….(хохочет). Есть хочу, он тоже…(хочет) Маслом хлеб я мажу…(мажет), я рукой машу, он….(машет) Такой смешной мальчишка, младший мой братишка». Педагог: Как незаметно прошло время, и нас водитель привёз. Выходите из автобуса. Не спешите. Кто мне скажет, с какой стороны нужно обходить стоящие транспортные средства? - Запомните, стоящие автобус, троллейбус и другие машины, нужно обходить сзади, потому что так лучше видеть те машины, которые объезжают их. А трамваи обходить спереди, что бы не попасть под встречный трамвай. - Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться, - но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (дети высказывают свои варианты) - вот оно правило – проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов. - Для чего машинам широкие дороги? (машины большие, ездят быстро). - а нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. - а если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть? - здесь наше правило звучит немного по-другому: дорога – для машин, обочина – для пешеходов. - а что такое обочина? (обочина сбоку).
5.Контроль достигнутого уровня знаний. Педагог: А можно ли где попало переходить улицу? Дети: нет, только там, где это разрешено - а как узнать это место, где разрешено переходить улицу? (по полоскам) - что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (зебра; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел из далека: здесь может появиться пешеход.) -где еще можно переходить улицу? (подземный переход) Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги. - но бывают улицы, где машин очень много можно так стоять и до вечера. Что нам поможет на таких улицах? (светофор). - У светофора есть свои правила, их надо помнить. Красный сигнал светофора – запрещает движение. Жёлтый – предупреждает о предстоящей смене сигналов. Зелёный – разрешает движение А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? - Такие цвета для светофора выбраны не случайно. Красный цвет напоминает об опасности (например, пожарные машины). Желтый – те, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы. Водитель из далека, видит желтый цвет и сбавляет скорость. И мы, должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора. А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам. Молодцы. Педагог:Сейчас подумайте и вспомните правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей с аргументацией):
- Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.
- Не сорить.
- Не кричать, чтобы не мешать окружающим.
- Не отвлекать водителя.
- Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.
- Если в автобусе много народу и какой-то пассажир предложит сесть вам на колени – это прилично? Да, другим будет свободнее, и если вам позволят родители, можно сесть.
- Нельзя писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.
- Мужчина, если едет с женщиной – при выходе подает ей руку. Мальчик может подать руку маме при выходе из автобуса.
6.Итог.
Что вам понравилось сегодня на занятии? Что запомнилось? Какие правила поведения в общественном транспорте надо соблюдать?
Молодцы, ребята, наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Спасибо.