Успешное развитие творческого мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды.
Предметно – пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Правильно организованная среда, обладая большим потенциалом, амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует их всестороннему развитию, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.
Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.
Исходя из выше сказанного, педагоги детского сада предлагают включать в предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие творческого воображения и творческого мышления старших дошкольников следующий материал:
Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей
Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков с цветными гранями
Игра-головоломка на составление узоров из кубиков с диагональным делением граней по цвету
Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, объединенных по 3 или 4 в неразъемные конфигурации
Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различной конфигурации и цвета
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
Набор счетного материала
Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях
Набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела
Ландшафтный макет (коврик) с набором персонажей и атрибутов по тематике.
Крупногабаритный конструктор деревянный строительный напольный цветной.
Большие строительные пластины
Конструктор из вспененного полимера с декорированием под массив натурального дерева. Тип 2
Набор строительных элементов
Настольный конструктор деревянный неокрашенный с мелкими элементами
Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами
Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов
Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов двух типов для создания действующих моделей механизмов
Набор прозрачных кубиков различных цветов для построения объемных конструкций с эффектом смешивания цветов
Набор кубиков с линейными и двухмерными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам
Набор кубиков с окрашиванием граней в один цвет или в два цвета с разделением по диагонали для составления узоров по схемам
Набор двухцветных кубиков с широкой полосой контрастного цвета по диагонали на каждой грани для составления узоров по схемам
Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве
Дидактическое пособие на сравнение и классификацию из деталей разных геометрических форм и цветов 2 размеров и 2 толщин
Кубики к дидактическому пособию на сравнение и классификацию с изображениями различных признаков на гранях – форма, цвет, размер, толщина
Игровые двусторонние доски к дидактическому пособию на сравнение и классификацию с таблицей для заполнения по признакам
Набор кубиков с различными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам (контрастные)
Набор цветных счетных палочки Кюизенера
Логические блоки правильных геометрических форм (блоки Дьенеша)
Крупный строительный набор
Ящик с мелкими предметами-заместителями
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры
Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы
Комплект больших мягких модулей
Конструкторы, позволяющие детям проявить свое творчество
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)
Ткань, кожа, пуговицы, нитки, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт
Варианты оформления пространства групп ДОУ, способствующее развитию творческого мышления детей, через конструктивные игры.