kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа освещает принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды. Иллюстрирована фотографиями. Разработка будет полезна педагогам, логопедам при создании предметно-развивающей среды ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО


Предметно-развивающая среда ДОУ – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

На сегодняшний день достаточно актуальным является вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ, что связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В конструировании образовательной и предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС должны воплощаться инновационные идеи, которые дают возможности для реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является фактором общего, а также коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ.

При организации предметно-пространственной среды в нашем детском саду мы учитывали следующие требования:

  • Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

  • В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

  • Предметно-развивающая среда должна отвечать:
    -  критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой образовательного учреждения;

- санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к пособиям, оборудованию и инвентарю для игр.

При создании предметно-развивающей среды логопедического кабинета учитывалась специфика ДОУ (наличие групп компенсирующей направленности) и придерживался следующих принципов:
1. Оптимальная насыщенность (в соответствии с программными задачами) — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;

2. Эстетичность – соответствовать принципам художественного оформления.
3. Разнообразие  — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
4. Доступность  — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

6. Трансформируемость – предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

вариативность в использовании, универсальность.

7. Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

8. Безопасность – все пособия и игры должны быть безопасны для использования.

В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности воспитываются дети преимущественно с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому при создании предметно-развивающей среды мы учитывали не только возрастные особенности, но и образовательные потребности этой категорий детей, их возможности и индивидуальные особенности.


Для того, чтобы развивающая среда была эффективной при её организации придерживались следующих критериев:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение в играх и пособиях тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
5. Эстетическое состояние всех предметов и пособий.

При наполнении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитывались  следующие принципы:
1 Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровье сберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Подобрались игры и пособия для реализации образовательных задач по разделам коррекционной работы (развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя речи, связной речи и т. Д.), а также по лексическим темам недели.






Предметно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики















Игры с прищепками Игра с резинками «Ринг динг»

















Массажные шарики Су-джок Геоконт

















Игры для формирования лексико-грамматических категорий

Игры «Кто что ест?» и «Чей хвост?» на прищепках













Игры «Чьи следы?» и «Какое варенье?» (притяжательные и относительные прилагательные)











Игры на развитие связной речи

Схемы для составления описательных рассказов по Серии сюжетных картинок

лексическим темам












Мнемосхемы для пальчиковой гимнастики Мнемосхемы для пересказывания сказок, рассказов

по каждой лексической теме













Различные виды театра

Театр на киндерах Театр на прищепках







Теневой театр

Театр на стаканчиках















Театр из губок









Игры на развитие дыхания





Пособия по подготовке детей к обучению грамоте (используются для детей старшего дошкольного возраста)

Звуковые домики

















С имволы звуков Схемы предложений

















Интерактивная доска для игр


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Юркова Екатерина Георгиевна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства