ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. /Консультация для воспитателей/
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. /Консультация для воспитателей/
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. /Консультация для воспитателей/»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №104» (КОРПУС №2)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
/КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ/
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ШАЛДИНА О.В.
Г.О.САРАНСК
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах Характерной особенностью дошкольного возраста является развивающийся познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации. Старший дошкольник интересуется объектами неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, по Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты неживой природы внешним признакам, изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое
снега и льда - в воду,
воды - в лед,
снегопад,
метель,
гроза,
град,
иней, и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес
Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".
Рассмотрим некоторые понятия.
Эксперимент (от лат. experimentum − проба, опыт) - активный способ познания реальности, характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. П.И.Образцов в своей книге «Методы и методология психолого-педагогического исследования» дает следующее определение: эксперимент – своеобразный комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Н.Н. Подьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного возраста, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
Список литературы:
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов- М., 1986г.
2. Кудрявцев, В.Т. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура / В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Урмурзина. М.: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева»; Актобе: Актюбинский гос. Ун-т им. К. Жубанова, 2002г.
3. Морозова, Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия «Педагогика и психология». - №2. – 1979. 5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов.- СПб.: Питер, 2004.- 268с.
6. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей: Учеб. Студентов факультетов психологии вузов по психологии 51100 и 020400 «Психология». М.: Академия, 1998.
7. Поддьков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников/ Н.Н. Поддьков // Вопросы психологии. – 1990.- №1.