Просмотр содержимого документа
«"Предупредить легче, чем исправить"»
Профилактика речевых нарушений.
Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребенка? Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения.
Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого.
Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.).
Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника»), почмокать губами («покажи, как целуешь маму»), поцокать языком «как скачет лошадка». С четырехлетними детьми, если их речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.
Третья причина нарушения речи – снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха. Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение.
Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме.
Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь.
Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др.
Очень часто мама или папа берутся сами исправить произношения своего чада. Однако постоянные приставания к ребенку: «Скажи «рак», как правило, не приносят результата. И это в лучшем случае. В худшем – ребенок, стараясь угодить родителям, все же пытается произнести требуемый звук. Но поскольку мышцы еще не готовы, да и слух подводит, звук получается искаженным. Если у ребенка нарушено произношение звуков, не стоит пытаться исправить его самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к специалисту.