kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Предупреждение конфликтов в детской среде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни дошкольников играет важнейшую роль обшение со сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Предупреждение конфликтов в детской среде"»

Опишите приемы, применение которых способствует предупреждению конфликтов в детской среде.


Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становиться малоконтактен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей.

Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развитие, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствует о том, что часто ее участники по разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным, ненасильственным способом.

Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравиться, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приводят к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать или обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.

Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтисьВзрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей ( каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера(находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения ( не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

 В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

  • Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении

  • Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки

  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному

  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл

  • Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин ( кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации ( открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
-утверждение личных притязаний,
- навязывание своего стиля поведения,
- умаление достоинств другой стороны,
- корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них 
преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива.( несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия
- описание возможного или неизбежного результата этого действия
- предложение альтернативного варианта поведения
( схема позитивного сообщения может выглядеть так:

  1. Когда ты…

  2. Может случиться, что…

  3. Лучше… )

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
- применить меры воспитательного воздействия ( учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой  активного слушания.
- выдвинуть определенные жесткие требования
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

 - Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

 - Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» ( садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.

Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.

В-третьих, обучать детей:

- приемам саморегуляции (в основе которой  лежит умение расслабляться) своего состояния;

- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;

- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-треннинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5-7 лет разных проблем, с которыми сталкивается дошкольники.

В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

- «Мостик» - любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована. Например: Илья и Яна (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.


Осуществляя педагогическую деятельность в МБДОУ в должности педагога-психолога уделяю особое внимание развитию коммуникативных навыков, профилактики и разрешению конфликтов детей в детском саду. Реализуя работу в данном направлении успешно использую пособия на которых остановимся подробнее:

1. Коврик мира

Цель:

Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. 

Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Алиса и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Чтобы научить детей сосредотачиваться на своей деятельности, использовать по назначению игровой материал, производить целенаправленные игровые действия, последовательно воплощать замысел сюжетной игры. Нужно от «подсказывания» замысла и прямого участия воспитателя в игре необходимо постепенно переходить к общему руководству и направлению игры.
Следующим звеном психолого-педагогической работы стало подключение детей к совместной со сверстниками деятельности. Здесь, Рояк А.А. применяла приемы, способствующие изменению отклонения сверстников в положительную сторону. Здесь большую роль играет положительная оценка воспитателя.
Также Рояк А.А. считает, что процесс переориентации недоброжелательного отношения сверстников необходимо продолжать и на этапе совместной игры, т.к. одной лишь оценочной поддержки педагога еще недостаточно
Чтобы изменить внутреннее отношение сверстников.
Процесс изменения отношения сверстников, предшествующий совместной игре, Рояк А.А. рассматривался в качестве очень важного, самостоятельного, но лишь подготовительного периода к истинной переориентации. Он способствует повышению уверенности детей в себе, появлению более оживленного общения.
Следующим после переориентации сверстников методическим приемом является прием включения в совместные игры со сверстниками. Здесь, по мнению ученого, нужно создать условия, способствующие возникновению детей и сверстников игрового взаимодействия. Также необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которая заключается в проведении систематических совместных занятий с ребенком, основной целью которых является обогащение предметно-содержательной стороны его игровой деятельности. Также целесообразно использовать для локализации двигательного беспокойства у детей игры с интересными, развернутыми сюжетами.
Таким образом, комплексная работа по устранению дефицита у неблагополучных детей может способствовать восстановлению его направленности на сверстников и, следовательно, ликвидации вторичных дефектов конфликта.
Рассмотрим мотивационные конфликты. Конфликт в мотивах возникает из-за несовпадения ведущей потребности ребенка и его сверстников. Налаживание отношений, по мнению Рояк, возможно лишь после соответствующей коррекции мотивов детской деятельности. Она требует длительной систематической работы с ребенком.
Общение ребенка со сверстниками и его отношения с ними рождаются в деятельности и, следовательно, опосредованы ею, в качестве одного из возможных путей коррекции авторитарных установок является включение его в социально-полезную деятельность, что приносит ребенку не только новые ценные переживания, но и сознание собственного «роста».
Для коррекции социальной позиции авторитарного ведущего. Рояк был разработан прием «включения авторитарного ведущего и его партнеров по, реальным играм в проблемную ситуацию взаимных требований».
Указанные мероприятия следует сочетать с фиксацией внимания сверстников на успехах этих детей, так как поддержка группы - важное звено коррекционной работы.
Налаживание полноценных отношений со сверстниками у ребенка с несформированностью к потребности в совместной игре происходит следующим образом. Автор считает, что имеет смысл вначале создавать микро-объединения, включающие не более 1-2 партнеров которых объединяли бы общие увлечения. И лишь впоследствии постепенно и осторожно расширять круг общения таких детей.
Роль педагога, его участие, поддержка, эмоциональное тепло по отношению к такому, возможно недополучившему в раннем детстве «психических витаминов» ребенку, могут оказать существенное влияние на расширение его контактов со сверстниками.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Предупреждение конфликтов в детской среде"

Автор: Луговая Елена Сергеевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "«Педагогические условия предупреждения конфликтов среди воспитанников детских домов»"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskie_usloviia_preduprezhdeniia_konfliktov_sredi_vospitannikov_detsk_1"
    ["file_id"] => string(6) "618177"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669193741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "«Педагогические условия предупреждения конфликтов среди воспитанников детских домов»"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskie_usloviia_preduprezhdeniia_konfliktov_sredi_vospitannikov_detskik"
    ["file_id"] => string(6) "541132"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582654988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Здоровье населения России"
    ["seo_title"] => string(25) "zdorove_naseleniia_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "634107"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687274261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства