Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правильно дышать, больше петь.."»
«Правильно дышать и больше петь – возможность долго жить и не болеть»
Музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку - в наших силах. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, … Медики давно обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Одно дело слушать музыку, а другое – петь самому, что гораздо полезнее. Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж желудочно-кишечного тракта и органов малого таза, в результате чего нормализуется пищеварение. Искусство пения – это, прежде всего, искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция лёгких. Это очень важно для растущего организма ребёнка. Это заключение и послужило толчком для создания проекта, объединяющего традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Беседа « Что такое здоровье?»- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье.- Кто хочет быть здоровым?- Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весѐлым. Даже в старину говорили:« В здоровом теле – здоровый дух».Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье. Например:«Здоровье дороже всего», «Здоровье за деньги не купишь », «Где здоровье, там и красота», «Лекарств тысяча, а здоровье одно».- Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? ( Это сила, это красота, это ум, это счастье, это богатство, его нужно беречь, это хорошее настроение, это добро, это когда всѐ получается, это забота о себе)- Ребята, а вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить здоровье?! Недаром говорится:«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».- А как можно укрепить своѐ здоровье? (Заниматься физкультурой, музыкой, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться и много двигаться)… - Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведёт неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле, или лежит на диване? Верно, не может!- А почему? Его мышцы, сердце - не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье. А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закалёнными! Велосипед, самокат, роликовые коньки - как чудесно мчаться по дорожкам! А играть в футбол, волейбол и другие подвижные игры на улице, как интересно.- Ребята, а в детском саду мы чем занимаемся? (ответы детей)- А ещё, помогает быть здоровым человеку, чистая прохладная вода. Мы умываемся, обливаемся или обтираемся водичкой по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с неё грязь, пот и болезнетворные микробы. Если мы будем полоскать горло водой комнатной температуры – то эта процедура будет закаливать наш организм. Прекрасная закалка – это купание в речке или море летом, хождение босиком по влажному песку, по траве.- Как вы думаете, что ещё помогает нам быть здоровыми? Верно! Тёплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой. В нашем саду тоже много деревьев и поэтому прогулка на воздухе помогает нам закаляться.
- А ещё есть один друг здоровья – это утренняя зарядка, гимнастика. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает нашему организму проснуться и включиться в дневную работу.Я хочу здоровым быть – буду с лыжами дружить!Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой!С теннисной ракеткой - буду сильным, крепким!Буду правильно дышать – песни петь и танцевать!- Ребята, и самое главное – это улыбка на ваших лицах!Ведь улыбка – это залог хорошего настроения.Таким образом мы дарим друг другу здоровье и радость.Так давайте дарить друг другу свои улыбки и хорошее настроение!
Дыхательная гимнастикаДыхание входит в сложную функциональную речевую систему.1. Необходима беседа с детьми: «Нос-орган дыхания и обоняния». Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями работы органа дыхания и обоняния. Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Упражнять детей в различении: « Пиши по запаху». Первые дыхательные упражнения с детьми должны выполняться лёжа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот.
Затем следует опытническая работа: «Где можно найти воздух?» Цель: Обнаружить воздух в предметах.
3. Дидактическая игра: « Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно? » Цель: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы.
Цель: Упражнять в правильном выполнении приема « вдох-выдох » .
Игры на музыкальных духовых инструментах; надувание шариков.Определённые правила для выполнения упражнений, которые необходимо соблюдать:• вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая); • выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно); о выдохе думать запрещено; воздух должен сам уходить после каждого вдоха; • каждое упражнение должно заучиваться до автоматизма (около месяца). • дышать нужно с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект; • концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что будет увеличивать его положительное действие; • дышать медленно для насыщения организма кислородом; • дышать в основном носом, а выдыхать ртом.
Звуковые дыхательные упражнения:1. «Котёнок и шар».Надувала кошка шар,А котёнок ей мешал. Ф-ф-ф...Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф..»Хлопают в ладоши. Приседают.Подошёл и лапой - хлоп!Ну, а шарик сразу – лоп.2. «Две собаки».Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав- ав...!» 3.«Ёжик.Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх...»
Артикуляционная гимнастика На музыкальных занятиях мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивает музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивает чувство ритма, учит имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: - пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнком) - активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику желательно сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить по 10-12 минут ежедневно с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать в себя от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.
Артикуляционная гимнастика в стихах
«Часики»
Тик – так, тик – так
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Ты с лошадкой прокатись,
Громко цокать научись!
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Орешек»
Язык поочередно упирают то в одну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.
«Конфетка»
Рот закрыт, напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
«Ветерок»
Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.
Пальчиковая гимнастика
Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики.
Формирование движений происходит при участии речи.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.
Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом.
Строитель.
Копаю, копаю лопаткой снежок, Имитируем
движения.
Построю из снега домок-теремок. Соединяем пальцы
рук над головой,
делаем крышу.
И окна, и двери я вырублю в нем, Ребром ладоней
"вырубаем" окно и
дверь.
Почищу дорожки, посыплю песком. Имитируем
движения.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Одной рукой
изображаем
зайчика, другой
маним к себе.
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» Пожимаем свои
руки.
Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по
Одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу
указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек
двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения
всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Кулачком правой руки
скользим от плеча левой руки
вниз к запястью.
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на
стол то одной стороной, то
другой.
И снежками мы кидались Имитируем движения
по тексту.
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем левой
рукой правую от плеча к
запястью.
Съели суп и спать пошли. Движения
воображаемой ложкой, руки
под щёки.
Белый пух.
Сыплет белый , снежный пух, Плавно опускаем кисти
рук сверху вниз.
Устилает все вокруг. Разводим руки в разные
стороны
Пух на шапках Показываем на
названные вещи,
Пух на шубках, (или поочередно
Загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! Щекочем себя и
встряхиваемся.
Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой,
дуем на них.
Песенки - распевки
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению. Большое внимание мною уделяется распеванию , т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни.
Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).
Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).
Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)
И дорожки разгребём (качают в стороны руками - «разгребают снег»).
Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)
Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).
Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)
Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами). - У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)
Музыкотерапия
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия, с использованием технологий здоровьесбережения, эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог
В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия.
Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их!
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
В нашем детском саду мною проводится музыкально-оздоровительная работа, направленная на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Компонентами организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ является: - организация музыкальной здоровьесберегающей среды, - использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности, - просвещение педагогов и родителей.
Мною в работе с детьми используются следующие музыкально-оздоровительные технологии: дыхательная гимнастика Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот. пальчиковая гимнастика Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. музыкально-ритмические движения Такие движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно - развивают и музыкальность, и двигательные
способности, а также те психические процессы, которые лежат
в их основе.
Особое внимание мною уделяется упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки: «Река и ручейки», где «реку» надо переплывать, а «ручейки» можно перепрыгивать. Дети с большим удовольствием занимаются весёлыми упражнениями. Таким образом, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна быть комплексной. Музыкально — ритмические движения в этом комплексе
занимают далеко не последнее место благодаря музыке.
кинезиологические, валеологические распевки Цель распевок — подготовить голосовые связки
к пению,
развивать звуковысотный и ритмический слух.
Несложные тексты, мелодия, состоящие из звуков
мажорной гаммы, поднимают настроение,
улучшают эмоциональный климат в начале
музыкальной деятельности.
вокалотерапия На моих занятиях существует система,
которая включает в себя работу мышц и голоса,
что ведёт к укреплению здоровья
без применения лекарств!
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
2. Давыдова М.А.«Музыкальное воспитание в детском саду». Москва.
«Вако»2006.
3. Картушина М.Ю.«Вокально-хоровая работа в детском саду». Москва. Изд.
«Скрипторий 2003». 2012.
4.Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.
Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
5.Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград,