Просмотр содержимого документа
«Представление технологии "Ситуация" в программе "Мир открытий" Л.Г. Петерсон»
Детский сад № 29 г.Липецка работает по программе - «Мир открытий»
В основу этой программы положена непрерывная образовательная системаЛ.Г. Петерсонкоторая обеспечиваетэффективнуюреализацию ФГОС на всех ступенях образования.
Цель Программы – непрерывное накоплениеребёнком культурного опыта деятельности и общения.Другими словами программа «Мир открытий» создает реальные условия для саморазвития. Это основа формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:
P окружающего мира, самого себя и других людей;
P способов преодоления затруднений.
ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:
Pновых эффективных инструментов развития ребенка;
Pновых векторов личностного и профессионального роста.
ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:
Pвозможностей более осознанного участия в образовании своих детей.
Познавательную деятельность дошкольников мы организовываем в Технологии «Ситуация». Технология «ситуация» - это технология деятельностного метода. Основными принципамидеятельностного метода являются:
- Принцип деятельности
- Принцип целостногопредставления о мире
- Принцип психологической комфортности
- Принцип творчества
- Принцип вариативности
- Принцип минимакса
- Принцип непрерывности
Технология «ситуация» - это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду.
А. Эйнштейн говорил,- «В затруднении содержится возможность». Вот и мы даем возможность ребенку вситуации затруднениянайти потребность в самоизменении и саморазвитии, иначе, зачем человеку что-то менять, тем более в самом себе?
В основу технологии «Ситуация» положен Метод Рефлексивной Самоорганизации
1 – действие, в котором возникло затруднение
2 – фиксирование затруднения
3 – анализ этапов действия и определение места затруднения
4 – выявление причины затруднения (критика)
5 – постановка цели ипостроениепроекта выхода из затруднения
6 – возврат в деятельность и реализация проекта
Это основадля открытия нового знания (ОНЗ)
1) Введение в ситуацию.
2) Актуализация знаний.
3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения.
4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.
5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.
6) Осмысление.
Введение в ситуацию - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.
Актуализация знаний - организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
Затруднение в ситуации - столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации:
- фиксация затруднения,
- выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).
«Открытие» нового знания- выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.
Включение в систему знаний- использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.
Осмысление - фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Почему мы работаем в Технологии «Ситуация»? – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:
понять, чего он пока не знает, не умеет;
научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;
научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
сформировать чувство ответственности за свои поступки.
Что нам это дает?
В результате у детей формируются следующие установки:
«Ошибаться – не страшно»
«Каждый имеет право на ошибку»
«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»
«Я имею право чего-то не знать, не уметь»
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
«В затруднении содержится возможность»
«Я могу!»
«Я умею!»
«Я хороший, умный, сильный!!!»
«Я заслуживаю уважения!»
«Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Так же вобразовательном процессетрадиционного типа роль педагога- это рольтранслятора, наставника, а ребёнок – это слушатель и послушный исполнитель, а в технологии «Ситуация» - педагог – это организатор и помощник, а ребёнок – «открыватель» иактивный деятель.
Что бы процесс познания был целостным, технология «Ситуация» реализуется в парциальной программе математического развития дошкольников «Игралочка».Петерсон и Кочемазовой.
Программа «Игралочка» представляет собой стержнеообразующее технологическое звено программы «Мир открытий».
Методические рекомендации
Рабочая тетрадь
Демонстрационный материал
Раздаточный материал
Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!