kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность детского сада и школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы преемственности в  образовании младших школьников и детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность детского сада и школы»

Вопросы преемственности в образовании младших школьников и детей дошкольного возраста.


Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Для педагогов школ - этот процесс также является сложным. Учителям необходимо на данном этапе обеспечить щадящую адаптацию к школьной жизни, искать разные варианты учебно-педагогических действий, развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности ребенка. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Преобразования в структуре и содержании дошкольного и начального образования не сняли вопросов: «Нужно ли учить ребенка до школы? Чему учить и как его учить?»

В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие «преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д. на каждой ступени образования) для обеспечения преемственности в развитии ребенка. При отборе содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы:

Развития – ориентирован на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; создание условий для проявления самостоятельности; направлен на овладение ЗУН, как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

Гуманитаризации – усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического цикла; увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Целостности образа мира - требует отбора материала, воссоздающего целостность картины мира. Обеспечение осознания разнообразных связей между его объектами; умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон.

Культуросообразности – понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование познавательных интересов.

Вариативности – предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения; обеспечение дифференциации обучения. При этом очень важно сохранять инвариантный минимум образования.

На этих принципах, наиболее общих и значимых для дошкольного и начального образования, происходит отбор содержания программ по подготовке детей к школе и обучению их в школе.

Таким образом, содержание образования для каждой ступени образования определяет решение следующих задач и целей:

Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста




приоритетные задачи





На ступени начальной школы:

  • осознанное восприятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная , деловая и др.)

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной , игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества(со взрослыми и детьми разного возраста).























Единые цели, стоящие перед дошкольным и начальным звеном непрерывного образования:

  • воспитание нравственного человека

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей

Анализ ситуации последних лет показал, что происходящие в системе образования изменения имеют как положительные, так и отрицательные тенденции:


Положительные тенденции ( + )

Результат

Отрицательные тенденции ( - )

Результат

1-ые классы на базе ДОУ

- соблюдение режима дня

- требования со стороны взрослых остаются те же

- планомерно вводятся требования учителя

- сплоченный коллектив детей

В ДОУ неоправданное увеличение предметным обучением

- раннее изучение программы 1 класса

- не происходит развитие познавательных и психических процессов

потеря интереса к учебе

- «овзросление» детей


Коррекционная работа психолога (по необходимости)

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка

- развитие его положительного самоощущения

Незнание психологической характеристики дошкольника

- скачкообразный переход к новым знаниям

- перегрузка

- нет индивидуального подхода

- дезадаптация детей

Опора на игру при формировании учебной деятельности

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития

Преобладание вербальных методов в ДОУ и в школе I ступени

- недостаток активности детей

- не усвоение нового

- недостаток самостоятельной работы

Отказ от жестко регламентированных форм обучения в школе

- положительная адаптация в школе (уроки-игры, уроки-путешествия…)

Неполнота данных о выпускнике ДОУ

- на нужном этапе не будет осуществляться дифференцированный подход

- необъективное оценивание

Вариативность программ в школе I ступени

- положительное изменение организационных и содержательных сторон образования

(дифференциация)



Широкий спектр образовательных услуг в ДОУ

- учитывается возрастные и индивидуальные особенности ребенка

- появление новых типов дошкольных учреждений:

мини-сады, школа-д/с, группы кратковременного пребывания, центры развития детей и т.д.





В связи с выше сказанным, необходимо:

  • Рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
    Реализация преемственности между этими звеньями образования должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:
    1. Сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);
    2. Опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования);
    3. Региональных особенностей (обновление содержания дошкольного и начального образования на основе культурно-исторического подхода).

  • Всю работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста планировать с учетом принципа «не навреди» и направлять на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

  • Одним из существенных результатов преемственности между дошкольным и начальным звеньями считать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном, учебной - в младшем школьном). Она является важнейшим фактором психического и личностного развития ребенка, и ведет к безболезненной адаптации на последующей ступени образования. В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологического готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей. Необходимо усилить работу по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности. Именно эти направления деятельности МДОУ должны стать ведущими.

  • Исключить практику приема в школу, противоречащую интересам ребенка, нарушающую его конституционные права. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.

  • Осуществлять дальнейшую разработку документов, раскрывающих показатели готовности детей к обучению.

  • Дошкольные учреждения, начальные школы должны проводить педагогическую пропаганду среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания и обучения на каждом возрастном этапе развития ребенка

     Перед коллективом любой основной школы встает задача сделать школьную адаптацию щадящей. При этом   необходима целостность педагогической среды, которая должна быть достигнута в результате психолого-педагогической подготовки самого учителя, поиска форм взаимодействия МДОУ школы I ступени:


-   педагоги ДОУ должны заблаговременно знакомиться с программами и учебниками для начальной школы, с целью сохранения единого образовательного поля, давать открытые занятие для учителей;

- учителя начальной школы должны проводить открытые уроки для воспитателей старших и подготовительных групп, а так же для своих коллег из основной школы;

- регулярно проводить совместные методические объединения учителей начальной школы и воспитателей ДОУ, на которых необходимо вырабатывать согласованные действия педагогов, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы. При этом должны согласовываться методические позиции учителей и воспитателей, что позволит педагогам предстать перед первоклассниками "командой" с общими взглядами, концепциями;

- полностью отказаться от репродуктивных способов обучения;    

- психолог должен систематически проводить исследования всех психических процессов на всех ступенях обучения, организовывать коррекционную работу. Цель исследований - улучшение организации обучения и развития детей.

-  дважды в год проводить анкетирование родителей, цель которого та же - улучшение организации учебно-воспитательного процесса. Искренние ответы родителей способствуют созданию, совершенствованию оптимальных условий проживания ребенка в новой педагогической среде.
- во внеучебных формах организации жизни детей также существует преемственность, сохраняется общеклассное пространство: чаепитие по случаю Дня именинника, знаменательных дат, празднование Нового года, защитников Отечества, 8 Марта, Дня Победы; дети участвуют в оформлении школы, класса к разным мероприятиям, праздникам.

     Предлагаю примерный план работы по преемственности, по организации адаптационной среды между детским садом и школой 1 ступени:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преемственность детского сада и школы

Автор: Канева Татьяна Валерьяновна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Занятие для детей подготовительной группы в рамках преемственности детский сад – школа."
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_dlia_detei_podgotovitelnoi_gruppy_v_ramkakh_preemstvennosti_detskii_sad"
    ["file_id"] => string(6) "593649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638790511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Приемственность детского сада и младшей школы "
    ["seo_title"] => string(51) "priiemstviennost-dietskogho-sada-i-mladshiei-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "181255"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425314258"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока  по преемственности детского сада и школы."
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-prieiemstviennosti-dietskogho-sada-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "291069"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455054242"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Проект по проблеме: «Преемственность детского сада, семьи и школы в контексте ФГТ и ФГОС и НОО» Тема: «В школу с улыбкой»."
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_po_probliemie_prieiemstviennost_dietskogho_sada_siem_i_i_shkoly_v_kontie"
    ["file_id"] => string(6) "468363"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1525369370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства