Просмотр содержимого документа
«Преемственность детского сада и школы»
Вопросы преемственности в образовании младших школьников и детей дошкольного возраста.
Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Для педагогов школ - этот процесс также является сложным. Учителям необходимо на данном этапе обеспечить щадящую адаптацию к школьной жизни, искать разные варианты учебно-педагогических действий, развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности ребенка. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Преобразования в структуре и содержании дошкольного и начального образования не сняли вопросов: «Нужно ли учить ребенка до школы? Чему учить и как его учить?»
В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие «преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д. на каждой ступени образования) для обеспечения преемственности в развитии ребенка. При отборе содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы:
Развития – ориентирован на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; создание условий для проявления самостоятельности; направлен на овладение ЗУН, как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
Гуманитаризации – усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического цикла; увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
Целостности образа мира - требует отбора материала, воссоздающего целостность картины мира. Обеспечение осознания разнообразных связей между его объектами; умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон.
Культуросообразности – понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование познавательных интересов.
Вариативности – предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения; обеспечение дифференциации обучения. При этом очень важно сохранять инвариантный минимум образования.
На этих принципах, наиболее общих и значимых для дошкольного и начального образования, происходит отбор содержания программ по подготовке детей к школе и обучению их в школе.
Таким образом, содержание образования для каждой ступени образования определяет решение следующих задач и целей:
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
приоритетные задачи
На ступени начальной школы:
осознанное восприятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная , деловая и др.)
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания
На дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной , игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества(со взрослыми и детьми разного возраста).
Единые цели, стоящие перед дошкольным и начальным звеном непрерывного образования:
воспитание нравственного человека
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей
Анализ ситуации последних лет показал, что происходящие в системе образования изменения имеют как положительные, так и отрицательные тенденции:
Положительные тенденции ( + )
Результат
Отрицательные тенденции ( - )
Результат
1-ые классы на базе ДОУ
- соблюдение режима дня
- требования со стороны взрослых остаются те же
- планомерно вводятся требования учителя
- сплоченный коллектив детей
В ДОУ неоправданное увеличение предметным обучением
- раннее изучение программы 1 класса
- не происходит развитие познавательных и психических процессов
потеря интереса к учебе
- «овзросление» детей
Коррекционная работа психолога (по необходимости)
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка
- развитие его положительного самоощущения
Незнание психологической характеристики дошкольника
- скачкообразный переход к новым знаниям
- перегрузка
- нет индивидуального подхода
- дезадаптация детей
Опора на игру при формировании учебной деятельности
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития
Преобладание вербальных методов в ДОУ и в школе I ступени
- недостаток активности детей
- не усвоение нового
- недостаток самостоятельной работы
Отказ от жестко регламентированных форм обучения в школе
- положительная адаптация в школе (уроки-игры, уроки-путешествия…)
Неполнота данных о выпускнике ДОУ
- на нужном этапе не будет осуществляться дифференцированный подход
- необъективное оценивание
Вариативность программ в школе I ступени
- положительное изменение организационных и содержательных сторон образования
(дифференциация)
Широкий спектр образовательных услуг в ДОУ
- учитывается возрастные и индивидуальные особенности ребенка
- появление новых типов дошкольных учреждений:
мини-сады, школа-д/с, группы кратковременного пребывания, центры развития детей и т.д.
В связи с выше сказанным, необходимо:
Рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования. Реализация преемственности между этими звеньями образования должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом: 1. Сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования); 2. Опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования); 3. Региональных особенностей (обновление содержания дошкольного и начального образования на основе культурно-исторического подхода).
Всю работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста планировать с учетом принципа «не навреди» и направлять на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Одним из существенных результатов преемственности между дошкольным и начальным звеньями считать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном, учебной - в младшем школьном). Она является важнейшим фактором психического и личностного развития ребенка, и ведет к безболезненной адаптации на последующей ступени образования. В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологического готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей. Необходимо усилить работу по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности. Именно эти направления деятельности МДОУ должны стать ведущими.
Исключить практику приема в школу, противоречащую интересам ребенка, нарушающую его конституционные права. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.
Осуществлять дальнейшую разработку документов, раскрывающих показатели готовности детей к обучению.
Дошкольные учреждения, начальные школы должны проводить педагогическую пропаганду среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания и обучения на каждом возрастном этапе развития ребенка
Перед коллективом любой основной школы встает задача сделать школьную адаптацию щадящей. При этом необходима целостность педагогической среды, которая должна быть достигнута в результате психолого-педагогической подготовки самого учителя, поиска форм взаимодействия МДОУ школы I ступени:
- педагоги ДОУ должны заблаговременно знакомиться с программами и учебниками для начальной школы, с целью сохранения единого образовательного поля, давать открытые занятие для учителей;
- учителя начальной школы должны проводить открытые уроки для воспитателей старших и подготовительных групп, а так же для своих коллег из основной школы;
- регулярно проводить совместные методические объединения учителей начальной школы и воспитателей ДОУ, на которых необходимо вырабатывать согласованные действия педагогов, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы. При этом должны согласовываться методические позиции учителей и воспитателей, что позволит педагогам предстать перед первоклассниками "командой" с общими взглядами, концепциями;
- полностью отказаться от репродуктивных способов обучения;
- психолог должен систематически проводить исследования всех психических процессов на всех ступенях обучения, организовывать коррекционную работу. Цель исследований - улучшение организации обучения и развития детей.
- дважды в год проводить анкетирование родителей, цель которого та же - улучшение организации учебно-воспитательного процесса. Искренние ответы родителей способствуют созданию, совершенствованию оптимальных условий проживания ребенка в новой педагогической среде. - во внеучебных формах организации жизни детей также существует преемственность, сохраняется общеклассное пространство: чаепитие по случаю Дня именинника, знаменательных дат, празднование Нового года, защитников Отечества, 8 Марта, Дня Победы; дети участвуют в оформлении школы, класса к разным мероприятиям, праздникам.
Предлагаю примерный план работы по преемственности, по организации адаптационной среды между детским садом и школой 1 ступени: