kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт - терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описываются методы работы арт- терапии, направленные на снижение негативных поведенческих реакций у детей старшего дошкольно возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт - терапии»

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

с помощью арт-терапии.

На сегодняшний день проблема детской тревожности и в особенности ее преодоление является весьма актуальной. Этой проблеме посвящено большое количество исследований в области педагогики и психологии.

Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком в этот период, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушениями речи. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, снижает коммуникативные возможности ребенка. Это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах с взрослыми и сверстниками, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

В связи с этим возникла необходимость более глубокого изучения психолого-педагогических источников по этой проблеме, а также к подбору и расширению конкретных приемов и методов педагогического и психического взаимодействия с детьми для снижения у них негативных поведенческих реакций в детском саду и дома.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие противоречие:

-между увеличением количества детей с высоким уровнем тревожности и отсутствие коррекционно-развивающей программы по его снижению;

- между увеличением количества детей с высоким уровнем тревожности и не информированностью родителей и педагогов по данной проблеме в связи с отсутствием информационной базы.

Эти противоречия и определяют проблему исследования, которая заключается в разработке специальной программы, непосредственно направленной на снижения уровня тревожности у детей, а также созданием информационной базы для родителей и педагогов по проблеме исследования.

Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребёнка, так и стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности.

Наиболее эффективным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт-терапия.

Используемые в настоящее время формы и методы арт-терапии весьма разнообразны. Наиболее приемлемыми из них являются: изотерапия (работа с рисунком), сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика.

Для снижения высокого уровня тревожности у детей была разработана программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы, которая состояла из цикла специально-организованных занятий с использованием методов арт-терапии при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Занятия были составлены согласно рекомендациям ведущих педагогов и психологов: Клюевой Н.В. «Учим детей общению», Прихожан А.М. «Психология тревожности», Чистяковой М.И. « Психогимнастика».

Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

- снижение агрессивных проявлений и негативных черт характера препятствующих общению;

- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя;

Занятия включали в себя:

Социально – психологические тренинги

Совместную коллективную работу (на развитие навыков конструктивного взаимодействия – умение увлечь детей каким – либо делом)

К видам арт- терапии относятся:

- игротерапия – на занятиях используются игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, игры на снятия мышечного напряжения с помощью релаксации и дыхания.

- сказкотерапия – сказочные герои помогают детям справиться определёнными возрастными страхами, с помощью проигрывания в безопасной, не травмирующей психику игре, избавиться от мышечной скованности и напряжения, учат расслабляться, повышать уверенность в себе.

- музыкотерапия – слушание музыки помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствует общему успокоению, а драм аттическая возбуждает, повышает жизненный тонус.

- танцевальная терапия – занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное развитию коммуникативных, социальных навыков.

- телесная терапия – очень важно использовать при взаимодействии с тревожными детьми игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, массажа и просто растирания тела. Эти игры помогают тревожным детям расслабиться.

- пальчиковые игры – пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребёнка;

- психогимнастика ( мимические и пантомимические этюды). Занятия по психогимнастике учат понимать эмоциональные состояния других людей, различать их по внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу, помогают снять детям психоэмоциональное напряжение, дают возможность самовыражения.

Проведённые коррекционно – развивающие занятия, включающие в себя социально- психологические игры, тренинги, коллективную работу, релаксацию ( с помощью методов арт – терапии) помогли детям с высоким уровнем тревожности снять негативное эмоциональное состояние, развить их творчество, фантазию, научили детей мимической выразительности, эмоциональной отзывчивости.

На наш взгляд разработанная программа, направленная на снижение негативных поведенческих реакций у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов арт – терапии может быть использована воспитателями и специалистами других дошкольных образовательных учреждений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт - терапии

Автор: Чапурина Оксана Ивановна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Арт-терапия – как метод преодоления тревожности у детей"
    ["seo_title"] => string(56) "art_terapiia_kak_metod_preodoleniia_trevozhnosti_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "638956"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1698569200"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов Арт-терапии"
    ["seo_title"] => string(80) "preodolenie_trevozhnosti_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_pomoshchiu_met"
    ["file_id"] => string(6) "537966"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580443166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства