Просмотр содержимого документа
«Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт - терапии»
Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
с помощью арт-терапии.
На сегодняшний день проблема детской тревожности и в особенности ее преодоление является весьма актуальной. Этой проблеме посвящено большое количество исследований в области педагогики и психологии.
Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком в этот период, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушениями речи. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, снижает коммуникативные возможности ребенка. Это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах с взрослыми и сверстниками, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
В связи с этим возникла необходимость более глубокого изучения психолого-педагогических источников по этой проблеме, а также к подбору и расширению конкретных приемов и методов педагогического и психического взаимодействия с детьми для снижения у них негативных поведенческих реакций в детском саду и дома.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие противоречие:
-между увеличением количества детей с высоким уровнем тревожности и отсутствие коррекционно-развивающей программы по его снижению;
- между увеличением количества детей с высоким уровнем тревожности и не информированностью родителей и педагогов по данной проблеме в связи с отсутствием информационной базы.
Эти противоречия и определяют проблему исследования, которая заключается в разработке специальной программы, непосредственно направленной на снижения уровня тревожности у детей, а также созданием информационной базы для родителей и педагогов по проблеме исследования.
Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребёнка, так и стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности.
Наиболее эффективным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт-терапия.
Используемые в настоящее время формы и методы арт-терапии весьма разнообразны. Наиболее приемлемыми из них являются: изотерапия (работа с рисунком), сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика.
Для снижения высокого уровня тревожности у детей была разработана программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы, которая состояла из цикла специально-организованных занятий с использованием методов арт-терапии при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Занятия были составлены согласно рекомендациям ведущих педагогов и психологов: Клюевой Н.В. «Учим детей общению», Прихожан А.М. «Психология тревожности», Чистяковой М.И. « Психогимнастика».
Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- снижение агрессивных проявлений и негативных черт характера препятствующих общению;
- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя;
Занятия включали в себя:
Социально – психологические тренинги
Совместную коллективную работу (на развитие навыков конструктивного взаимодействия – умение увлечь детей каким – либо делом)
К видам арт- терапии относятся:
- игротерапия – на занятиях используются игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, игры на снятия мышечного напряжения с помощью релаксации и дыхания.
- сказкотерапия – сказочные герои помогают детям справиться определёнными возрастными страхами, с помощью проигрывания в безопасной, не травмирующей психику игре, избавиться от мышечной скованности и напряжения, учат расслабляться, повышать уверенность в себе.
- музыкотерапия – слушание музыки помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствует общему успокоению, а драм аттическая возбуждает, повышает жизненный тонус.
- танцевальная терапия – занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное развитию коммуникативных, социальных навыков.
- телесная терапия – очень важно использовать при взаимодействии с тревожными детьми игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, массажа и просто растирания тела. Эти игры помогают тревожным детям расслабиться.
- пальчиковые игры – пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребёнка;
- психогимнастика ( мимические и пантомимические этюды). Занятия по психогимнастике учат понимать эмоциональные состояния других людей, различать их по внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу, помогают снять детям психоэмоциональное напряжение, дают возможность самовыражения.
Проведённые коррекционно – развивающие занятия, включающие в себя социально- психологические игры, тренинги, коллективную работу, релаксацию ( с помощью методов арт – терапии) помогли детям с высоким уровнем тревожности снять негативное эмоциональное состояние, развить их творчество, фантазию, научили детей мимической выразительности, эмоциональной отзывчивости.
На наш взгляд разработанная программа, направленная на снижение негативных поведенческих реакций у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов арт – терапии может быть использована воспитателями и специалистами других дошкольных образовательных учреждений.