Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования правильного отношения общечеловеческих норм и принципов морали в процессе правового воспитания дошкольников.»
Приёмы формирования правильного отношения к соблюдению общечеловеческих норм и принципов морали в процессе правового воспитания дошкольников.
В настоящее время от правильного морального воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание общества.
Как известно, о людях судят не потому, насколько хорошо они знают нормы морали, а потому, на сколько они следуют им, т. е. как они действуют в тех или иных обстоятельствах, а не что они говорят.
Самым главным в моральном облике человека является то, как он поступает в тех или иных случаях, иными словами его моральное поведение.
Безусловно, умения и навыки культурного и вежливого поведения должны всячески приветствоваться и прививаться с ранних лет.
Именно дошкольное детство является сензитивным периодом морального развития. А это значит, что именно в этом возрасте возникают условия, благоприятные для практического усвоения норм и принципов морали.
Можно сформулировать, какие психологические особенности должны быть сформированы у детей в ходе их морального воспитания:
Способность совершить в воображении морально противоположные действия.
Знание некоторых моральных норм и требований и правильная оценка их соблюдения и нарушения.
Наличие положительного образа себя (придерживается определённых норм морали) и одновременно отрицательного образа (включает нарушение данных норм).
Исходя из психологических особенностей можно сформулировать определённые задачи:
Формировать способность представлять свои действия в воображаемой ситуации.
Формировать правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.
Формировать положительное представление о себе, в которое входят наличие определённых моральных качеств и общая положительная самооценка.
Формировать способность отрицательно оценивать собственное нарушение норм морали.
Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, уважение их прав и интересов.
В своей работе можно использовать различные методы по формированию и положительного отношения к соблюдению и отрицательного отношения к нарушению норм морали.
Наиболее распространённым методом является знакомство с литературными произведениями, в которых показывается противоборство добра и зла, положительных и отрицательных персонажей.
Наиболее яркие и впечатляющие эпизоды такого противоборства обычно происходят со сказочными или фантастическими героями, по содержанию они обычно далеки от детской жизни. Поэтому детям легко оценивать поступки героев, но к соблюдению норм морали в каждодневной жизни не приучат, если не использовать специальные обучающие ситуации и специальные приёмы.
Для формирования положительного представления о себе самом можно использовать приёмы косвенной оценки. Их принцип состоит в том, что ребёнка ставят в ситуацию превосходства над взрослым.
Основной сферой для реализации таких взаимоотношений является игра. При участии в ней взрослого детям должна быть предоставлена возможность руководить им и направлять его игровые действия. Если взрослый и хочет как то повлиять на развитие игры, он должен суметь сделать это не выходя из своего «подчинённого» положения.
Руководство действиями взрослого в игре побуждает детей ставить и решать множество творческих задач, поражает чувство собственного достоинства и ответственности.
С целью «ввести» в представление детей о себе некоторые моральные качества используется следующий метод: ребёнку читают рассказы, которые написал о нём какой-нибудь любимый персонаж (карлсон, незнайка, буратино и др.). В них повествуется о том, как ребёнок в вымышленной ситуации столкнулся с необходимостью совершить моральный выбор. Несмотря на отрицательный пример сверстника и соблазн нарушить норму самому, он находит в себе силы последовать ей. Его поступок другим приносит добро, а ему моральное удовлетворение.
События, описываемые в таких рассказах, носят достаточно обыденный характер и могли бы иметь место в действительности. Однако важно, чтобы дошкольнику было совершенно ясно: этот рассказ вымысел.
Образ ребёнка в рассказах отличается и от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому. Здесь как бы показан образец. Но этот образец не литературный персонаж, это сам ребёнок – каким его видят авторы рассказов, каким он может стать, если захочет.
С помощью такого метода формируется у детей положительный образ себя: это не реальный образ, а лишь возможный, идеальный, который содержит в себе соблюдение определённых моральных норм.
Важнейшей составляющей морального поведения является способность вообразить своё возможное нарушение нормы и отрицательно отнестись к себе по этому поводу.
Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребёнок считает неправильными. Однако для того чтобы подобные признания принесли пользу, они должны отвечать ряду очень строгих требований. Говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди и не любят признавать их. Отсюда и вытекает первое требование – максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Стало быть, такие признания должны делаться ребёнком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.
Второе требование адресовано человеческим качествам того, кому делается такое признание. Носителем такого особого отношения к детям может стать условный персонаж, которому и придаются все эти функции. Например, робот, фантастическое существо, изготовленный самими детьми.
Помимо видимых и осязаемых персонажей возможно введение и таких, которые никогда не появляются в группе, а дают о себе знать путём писем и посылок. Эти персонажи хорошо осведомлены обо всём происходящем в группе, не остаются безучастными к важным событиям и становятся дополнительным рычагом влияния на детей.
Персонаж должен удовлетворять ряду требований:
а) у персонажа должно быть выразительное и привлекательное лицо с глазами и ртом (желательно сделать рот, который может прикрепляться уголками вверх – радуется и вниз (огорчается); должны быть руки, чтобы дети могли здороваться и прощаться не только словесно;
б) персонаж не живёт в группе, а приходит примерно один раз в неделю или в 10 дней на 25-30 минут;
в) персонаж обладает волшебной способностью видеть и знать обо всём, что происходит в группе;
г) персонаж любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам;
д) содержание «общения» персонажа с детьми не ограничивается только моральной сферой; для разнообразия он может время от времени, но не слишком часто, принести скромное угощение, дидактическую игру или игрушку и т.д. Успехи на занятиях и в предметной деятельности персонаж не отмечает; плохие поступки, как правило, не фиксируются.
Воспитатель, по своему усмотрению и учитывая интересы детей, в дальнейшем чередует варианты работы с персонажем.
Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий.
Потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать. Это даёт возможность решать с детьми дошкольного возраста задачи духовно-нравственного воспитания:
формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами;
развитие способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
воспитание стремления к любви, добру, терпимости в различных жизненных ситуациях;
воспитание чувства собственного достоинства.
Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы с помощью специальных занятий. Они приучают детей поступать в соответствии с полученными моральными и нравственными принципами.
Занятия делятся на несколько этапов.
На первом этапе, цель которого – создание атмосферы благожелательности, доверия и любви, проводится ритуал приветствия, включающий пожелания друг другу добра, любви, здоровья.
На втором этапе дети знакомятся с историями, сказками, придчами, содержание которых соответствует теме и задачам данного занятия. Детям предлагаются вопросы для размышления, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы занятия.
Третий этап предполагает побуждение ребёнка к положительным поступкам через специальные игры, разыгрывание этюдов нравственного содержания.
Духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода, поэтому структура занятий может меняться, а этапы сливаться, менять свою последовательность и даже выделяться в самостоятельное занятие.
Через систему таких занятий детям даются такие понятия, как «совесть», «осуждение», «зависть», «милосердие», «дружба», «верность», «предательство» и другие. Используя перечисленные задачи и методы работы в дошкольном возрасте можно сформировать правильное отношение к соблюдению общественных норм и принципов морали.