Применение гидрогимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
Применение гидрогимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики - гидрогимнастики, приемы ее использования учителем - логопедом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение гидрогимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
ПРИМЕНЕНИЕ ГИДРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Будаева Л.В.
МБДОУ «Детский сад №132» г.Чебоксары
Современный педагог – это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Основным критерием инновационной технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. В своей логопедической практике активно применяю как традиционные, так и инновационные технологии. Одна из современных нетрадиционных для логопедии технологий – гидрогимнастика. Лечебно – профилактические свойства воды и массажа были известны с давних времен, и их благоприятное воздействие на организм активно используется в современной логопедии. Микроволны от воздействия на воду усиливают давление на организм человека. Кожа рук с обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов передает раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики, в частности тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее соблюдают строчку, сохраняют наклон, рисуют.
Гидрогимнастика - нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов. Гидрогимнастика проводится с целью развития, воображения, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, точности, плавности движений, развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, речи дошкольника, а также способствует подготовке руки к письму.
В работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, использую элементы гидрогимнастики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Для детей это очень увлекательно и познавательно. Помимо того, что происходит знакомство со свойствами воды, воспитанники систематизируют, обогащают свои знания, проявляют познавательный интерес и желание активно действовать с природными объектами.
При введении гидрогимнастики в логопедическую работу необходимо учитывать элементарные гигиенические правила и правила безопасной работы с водой. Для проведения занятий с водой требуется специальное оборудование: ёмкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде подразумевает регулярное их выполнение течение 5 - 10 минут 3 раза в неделю. На начальном этапе детям предлагается выполнить гидросамомассаж кистей и пальцев рук, представляющий собой самомассаж тыльной стороны рук, самомассаж ладоней и пальцев рук. Физическое воздействие главным образом осуществляется посредством поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. На следующем этапе дошкольники действуют в воде с различными предметами, что помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. Данная деятельность дает представление о различных мышечных ощущениях. Используя поролоновые губки и эспандер, дети приобретают мышечные представления о напряжении и расслаблении; камушки и пробки передают представления о тяжести и легкости; завязывание веревочек и шнурков устанавливают такие мышечные ощущения как сила и слабость. Использование бусин, камешек - марблс, каучукового мяча, рельефных бигуди, карандашей, воздушных шариков, наполненных различными крупами, и других предметов, задача которых заключается в прокатывании, перекладывании, круговых вращениях и рисовании под водой, способствует повышению работоспособности кистей и пальцев рук. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, подбираются игровые упражнения и игры.
Так же можно предложить детям упражнения в запоминании букв, вырисовывая их на ладошке или, закрыв глаза, на ощупь узнавать пластмассовые буквы. Развивая навык звуко – буквенного анализа, детям будет интересен такой прием, как достать со дна емкости игрушку, название которой начинается на заданный звук. Автоматизацию ранее поставленного звука можно сопровождать загибанием в воде пальцев на ведущей руке, на другой руке, а затем на обеих руках одновременно. Осуществляется подбор стихотворения к тематическим комплексам и на закрепление пройденной буквы. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются анализаторы - слуховой, речевой и кинестетический. Кроме того, стихотворения помогает вырабатывать правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи. Используя камешки, мячики и другие предметы можно закреплять счет и цветовое восприятие.
Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, так как вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление, тем эффективнее работа по развитию всех компонентов речи.
Стребелева, Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
Штыкина, И.Н. Гидрогимнастика в работе с детьми логопедической группы // Педагогическое образование: научно – методический журнал. – 2007. - №1. – С. 31-41.