Просмотр содержимого документа
«Применение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками»
Применение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками
Цель – коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности.
Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.
Пальчиковая гимнастика.
Цель – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. По данным Кольцовой М.М. речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Логопедическая ритмика.
Цель – преодоление нарушений в развитии посредством ритма.
Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас.
Психогимнастика.
Цель – обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений.
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей.
Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у нас планируется использование других приемов арт-терапии.
Трудности социализации у детей с ТНР наблюдаются во всех ее сферах и связаны с особенностями установления социальных связей с помощью речи. Наблюдаются снижение потребности в общении и, как следствие, недостаточная целенаправленность в игровой деятельности, однообразный, подражательный характер игровых действий, отсутствие замысла в сюжетно-ролевой игре, трудности усвоения правил, предпочтения игры в одиночку, что свидетельствует о снижении коммуникативной интенции и речевой инициативы.
Коррекция речевых нарушений является одним из способов социализации детей. Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.