Просмотр содержимого документа
«Применение нетрадиционных технологий в логопедической практике»
Применение нетрадиционных технологий в логопедической практике
Павлова Е.Н., учитель-логопед
У воспитанников с нарушением речи недостаточно развиты мелкие мышцы рук, нарушена координация тонких движений пальцев рук, недоразвита мелкая моторика, присутствует излишняя мышечная напряжённость.
На фоне комплексной логопедической помощи использование элементов литотерапии не требуют особых материальных затрат, экономит время на подготовку материала и оборудования к занятиям, оптимизируют работу учителя-логопеда, способствуют повышению эффективности коррекционного процесса.
В основе педагогической технологии лежит идея М.А. Поваляевой «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», в которой описаны виды нетрадиционных методов и представлены возможности использования различных нетрадиционных методов в коррекционном процессе.
Используемая система коррекционных упражнений, предложенная автором, может быть использована учителями - логопедами, дефектологами, педагогами - психологами дошкольных образовательных организаций, а отдельные варианты игровых заданий и воспитателями ДОУ в индивидуальной деятельности по речевому развитию дошкольников среднего и старшего возраста.
В логопедиивозможно использовать элементы литотерапии, массаж натуральными камнями.
Использование элементов литотерапии создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.
Как показала практика, использование элементов литотерапии:
- дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой;
- развивает мелкую моторику;
- способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления;
- формирует познавательные процессы.
Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;