Просмотр содержимого документа
«Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности»
Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности
30.08.2021
«Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности с воспитанниками дошкольного возраста»
Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.
План:
1. Орф-педагогика.
2. Логоритмика.
3. Практические упражнения.
Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики. Очень актуально сегодня сделать ссылкуна то, что орф-подход, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Конечно, это -как рекомендация, пожелание приобщать детей к творчеству, музицированию, что очень помогает в развитии детской инициативности и самостоятельности на музыкальных занятиях. Поэтому, давая своим коллегам современные инновации в виде мастер-класса, тем самым я предлагаю новые идеи для работы.
При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа профессионалам огромное значение, помимо теоретических знаний в музыке, имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов. Обучение детей по системе Карла Орфа берет свое начало в Орф-Шульверке – это одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. Она включает в себя идеи спонтанного, творческого музицирововния и использует инструментарий Орфа.
Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.
В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленник были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-педагогика – это:
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.
• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
• Соединение музыки, движения, слова, рисунка
• Приоритетное воспитание чувства ритма.
• От простого – к сложному.
• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.
• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
• Материал разных культур, эпох.
• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Задачи Орф-занятий:
- научиться играть и петь;
- лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
- понять определенные закономерности музыки;
- тренироваться в концентрации внимания;
- улучшать память;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- учиться абстрактно мыслить;
- узнавать разные эмоции;
- общаться с другими детьми.
Из чего состоит занятие?
- движение и танец (традиционный и художественный);
- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
- пение;
- речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка); ксилофоны; звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы). В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы. Также в этой работе целесообразно использование двигательных упражнений (логоритмики), в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:
1.Развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2.Развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В основе логоритмики лежит Орф-педагогика. Логоритмика состоит из следующих элементов:
• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на музыкальных занятиях.
Применение речи в обучении музыке – одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (регистр, ритм, тембр, звуковысотный рисунок (линия, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннего возраста. Базой для речевых игр служит, как правило ,детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы и т. д. Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические изложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении дошкольникам, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования. Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понижать содержательный смысл музыки. В пособии представлены игры для детей от 4 до 7 лет, где используются имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.
Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:
«По кочкам, по кочкам,по гладеньким листочкам,в ямку бух!».
А физминутки на школьных уроках:
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы ,и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.
Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу
Практические групповые упражнения
Игра «Давайте познакомимся»
1. Дети стоят по кругу, каждый прохлопывает свое имя, проговаривая
каждый слог.
Варианты:
1) Ребенок хлопает в ладоши соседа, называя свое имя.
2) В обратном направлении ребенок хлопает в ладоши соседа, называя его имя.
3) Ребенок хлопает в ладоши, называя свое имя, используя разную высоту голоса (громко, тихо, шепотом, «высоким» голосом, «низким» голосом, медленно, быстро и т. д.).
4) Прохлопывание своего имени, не проговаривая его.
Игра «Путешествие по зимнему лесу»»
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Санки скрипят!
Бубенчики звенят!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
Игра «Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!
(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).
Игра«Доброе утро»
Дети стоят в парах по кругу, лицом друг к другу. Исполняют песню
«Доброе утро». На строчку «Доброе утро» - хлопок перед собой, затем скрестно
хлопок с партнером – 2 раза. «Здравствуйте все» - хлопки двумя руками в
ладоши соседа.
Варианты:
а) Меняются местами, движения повторяются.
б) Переходят к следующей паре, движения повторяются.
в) Внутренний круг стоит или передвигается в
противоположную сторону, движения повторяются.
Игра «Меня зовут»
Дети стоят в парах, проговаривая следующий текст:
Меня – хлопок перед собой,
Зовут – хлопок по коленям
Та – хлопок перед собой,
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Ня – хлопок в ладоши товарища
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Та-ня – 2 хлопка в ладоши товарища.
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по командам
Таня – один хлопок, а ладоши товарища
Варианты:
1) Произносит имя другой ребенок из пары.
2) Дети меняются партнерами.
3) Под музыку дети двигаются по залу, с окончанием музыки
находят себе пару. Игра повторяется.
Игра «Знакомство»
Педагог: «Давайте познакомимся, меня зовут Светлана Васильевна».
Педагог играет на колокольчике. «А тебя?». Ребенок играет на колокольчике, и называют свое имя. Вместе повторяют несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут всех.
Варианты:
1) Педагог говорит и хлопает «Кто у нас Сережа». Названный
ребенок встает на одну ногу, все показывают на него пальцем,
локтем, коленом, головой и т. д.
2) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливается около ребенка,спрашивает: «Как тебя
зовут?». Ребенок хлопает в ладоши свое имя.
3) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливаются около ребенка, спрашивает «Как его
зовут?». Дети хлопают в ладоши имя ребенка.
4) Дети двигаются по залу, педагог называет чье-нибудь имя.
Все встают около этого ребенка.
Игра «Барабанщик»
Дети сидят в полукруге.
Один ребенок отстукивает ритм на барабане, дети в ладоши,
проговаривают потешку А.Барто:
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд.
Варианты:
1) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан.
2) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан, дети слабые
доли отстукивают шумящими инструментами (баночки с
крупой, «киндеры», шуршунчики и т. д.).
3) Дети играют на разных инструментах по подгруппам,
цепочкой.
4) Выкладывать ритм, уметь его произнести и сыграть.
Игра «Веселый оркестр»
Дети стоят по кругу, в руках шумящие инструменты (баночки с крупой,
Дети озвучивают потешку «Андрей-воробей», отстукивая каждую долю
«шумелками».
Варианты:
1) По показу педагога потешку озвучивают определенные
инструменты по очереди.
2) Дети меняются инструментами, повторяется озвучивание.
3) Дети озвучивают потешку, отстукивая ритм шумелками по
полу, по коленям, по груди, друг об друга и т. д.
Игра в имена
Педагог прохлопывает ритм, дети отгадывают чье имя прозвучало.
Варианты:
1) Сыграть имя на музыкальных инструментах.
2) Отхлопать уменьшительное имя в ладоши.
3) Сыграть уменьшительное имя на музыкальных инструментах.
4) Прохлопать имя папы, мамы, сестры, брата.
Игра «Аты - баты, шли мышата».
Дети стоят в парах, проговаривают потешку и отхлопывают ритм:
Аты – баты, шли мышата,
Аты – баты в магазин,
Аты – баты что купили,
Аты – баты апельсин.
Варианты:
1). Отхлопать ритм слов по принципу «вопрос – ответ».
2). Сыграть на музыкальных инструментах по принципу
«вопрос-ответ».
3) При повторе игры, начинает другой ребенок.
Игра «Цветы»
Волшебник превратил всех детей в цветы. Цветы тихо шепчут свои имена.
Варианты:
1). Ребенок ритмизует, прохлопывает и проговаривает название цветка.
2). Сыграть на ударном инструменте название цветка.
3) .Педагог прохлопывает название какого-либо цветка, ребенок
должен узнать свой цветок, прохлопать и проговорить.
4). Прохлопать название цветка и изобразить его в движении (придумать танцевальный элемент).
Игра «Мяч»
Все сидят кругом. Педагог подбрасывает мяч или теннисный шариквысоко вверх. Все стараются хлопать вместе с ударами мяча об пол. К кому он затем покатится, прохлопывает свое имя в ладоши и подбрасывает мяч.
Игра «Теремок».
Дети сидят по кругу, перед ними музыкальные инструменты (барабаны, металлофоны, шумелки, трещотки, ложки и др.). Дети поют и играют на инструментах.
«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот пополю, полю, Сережа бежит. У дверей остановился и стучит Сережа: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?». При этом играет на инструменте. Заходит в круг – теремок. Игра повторяется, бежит следующий ребенок, играет на инструменте и поет: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?». Первый ребенок отвечает, называет свое имя, прохлопывает в ладоши: «Я Сережа, а ты кто?». Второй ребенок: «А я Таня». Играет на музыкальном инструменте и т. д. , пока все дети не окажутся в теремке. Игра заканчивается веселым оркестром под любую плясовую мелодию.