kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение в работе народных подвижных игр с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Издавна народная игра занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря игре дети быстро принимают решения и осуществляют их, проявляют инициативу. Народные игры всегда способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Они способствуют развитию самостоятельности творческой активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение в работе народных подвижных игр с дошкольниками»

Применение в работе народных подвижных игр с дошкольниками

Издавна народная игра занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря игре дети быстро принимают решения и осуществляют их, проявляют инициативу. Народные игры всегда способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Они способствуют развитию самостоятельности творческой активности. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушкамиигры с движениямиигры-состязанияигры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни.

Задачи:

Развивать различные виды памяти.

Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

Развивать мыслительные операции через игру.

Развивать воображение.

Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры.

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка расширению его исторически – культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Народными мы называем игры фольклорного происхождения. Их никто специально не придумывал. Не разрабатывал, не внедрял, они родились в глубинках народной жизни, выросли на почве сельского и городского быта, выкристаллизовались из народного поэтического творчества. Игра игровая деятельность вообще присущи фольклору, составляют, чуть ли не главный родовой признак его эстетики. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. Принадлежа к фольклору, эти игры полностью выбрали в себя перипетии исторической жизни народа. Они знакомят нас с бытом наших далёких и близких предков, воспроизводят картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, скромных утёх и ярких соревнований. Игра имитирует труд земледельца, пахаря, пастуха, охотника,рыбака: по ним мы узнаем о повадках барина, попа, чиновника. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. На этом противостоянии строиться сюжетные игры, и конфликт разрешается всегда в пользу добра. Нравственное содержание игры всегда и благородно, поэтому она обладает огромной воспитательной ценностью, её педагогический потенциал безграничен.

Методика проведения русских народных подвижных игр

Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы. Усвоив общие задачи воспитание, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Необходимо проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, не уверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить по ниже веревочку во время прыжков, поставить по ближе корзину. При забрасывании мяча, но делать это надо на заметно чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижны также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов. Не знакомую игру надо внимательно разобрать мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру; в помещении или на участке.

В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей воспитателя имеется достаточно времени. Воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Не смотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к успешной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но в полнее для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической. Следует помнить, что не удачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, - говорил Е. А. Аркин, - чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своём бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья. Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес. Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм. Там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так чтобы дети не чувствовали, что взрослый проводит игру, где он по настоящему играет с ним, радуется их успехами, огорчается в месте с ним в случае не удачи, у детей уже с младшей группы появляются любимые игры, в которые они просят воспитателя играть ещё, а в более старших – играют и самостоятельно. Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились, по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно не успешные считалки с отрицательным содержанием. Регулируя взаимоотношения детей, руководитель должен уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым! Следует самого первого проведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это не легче, наоборот, поскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получается. Руководителю физического воспитания следует также помнить, что детям свойственны более частые движения, чем взрослые, так как у них короткие ноги и короткая амплитуда движения. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.

При проведении игр как в помещении, так на воздухе необходимо чередовать игры требующие интенсивных движений, с более спокойным. Летом, в жаркие дни подвижные игры проводятся в прохладной затенённом месте участка. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками«Поезд»«пятнашки»«Снежные круги»«Загони льдинку». Но зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети не перегревались. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию волиНародная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Ни часто считалками, жеребьёвками, потешками, в любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сгороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки с начало двух детей; а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня сивого или златогривого? Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает или регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так не сюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку. Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей. Педагогу следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение в работе народных подвижных игр с дошкольниками

Автор: Бочкова Ольга Александровна

Дата: 19.10.2021

Номер свидетельства: 588907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Семинар-практикум на тему: "Народные подвижные игры, как средство здоровьясбережения и всестороннего развития детей " "
    ["seo_title"] => string(131) "sieminar-praktikum-na-tiemu-narodnyie-podvizhnyie-ighry-kak-sriedstvo-zdorov-iasbieriezhieniia-i-vsiestoronniegho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "213732"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432131354"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»"
    ["seo_title"] => string(80) "narodnaia_podvizhnaia_ighra_kak_sriedstvo_priobshchieniia_doshkol_nikov_k_zdorov"
    ["file_id"] => string(6) "464174"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522319923"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "143644"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418566235"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей""
    ["seo_title"] => string(116) "mastier-klass-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-v-formirovanii-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "303971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457626756"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Детское экспериментирование как  педагогическая технология». "
    ["seo_title"] => string(72) "dietskoie-ekspierimientirovaniie-kak-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208683"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430881916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства