Применение элементов музейной педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе освоения культурных ценностей “малой” Родины.
Применение элементов музейной педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе освоения культурных ценностей “малой” Родины.
В статье рассматривается вопрос об использовании элементов музейной педагогики посредством организации в группах "мини-музеев". Важная особенность "мини-музея" - участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою сопричастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение элементов музейной педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе освоения культурных ценностей “малой” Родины.»
Мелекова И. А., старший воспитатель
МБДОУ детский сад №43
Применение элементов музейной педагогики
в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе освоения культурных ценностей “малой” Родины.
Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с детьми, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Не секрет, что основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. В этой связи хочется отметить, что именно организация в группах детского сада различных мини-музеев позволяет решить проблему удаленности детского сада от культурных центров города, дополняет, обогащает и насыщает жизнь каждого ребенка новыми красками, новой информацией.
Основные направления музейной педагогики в детском саду:
1) Работа с детьми в мини-музее, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4) Создание в музее условий, при которых работа с детьми протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов.
В современных условиях можно выделить основные направления культурно - образовательной деятельности: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с детьми и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической деятельности. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как беседа, рассказ педагога.
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые не в полной мере можно получить на обычных занятиях, без использования наглядных примеров (экспонатов музея). Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов – желательно подлинников.
Отличительные черты обучения в музее – неформальность, благоприятная позитивная обстановка. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется разнообразием музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, совместной деятельности педагога и детей, занятий в кружке. Кружок при музее - объединение детей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3) Развитие творческих начал – третья ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии или кружка, творческой лаборатории, викторины, исторической игры и др. Студия (кружок) ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных экспонатов. Творческая лаборатория - объединение детей, ведущих в музее под руководством педагога экспериментальную деятельность в сочетании с творческой практикой (использование проектов).
4) Общение - установление взаимных дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой- либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, ткачество, лепка и т.д.).
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями детей, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Каждый ребенок может самостоятельно отдохнуть среди экспонатов мини-музея, полюбоваться, рассмотреть и пр.
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление детям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности детей каждого возраста. Так, в младшей группе детского сада оформлен и функционирует мини-музей «Курочка-рябушечка», в старшей группе «Мини-музей народной куклы», в подготовительной к школе группы мини-музей «История Азбуки». Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия детского сада с музеями города.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы постарались создать в группах «мини-музеи». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность «мини-музея»— участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Разрабатывая технологию работы с детьми дошкольного возраста, мы исходили из необходимости решения следующих задач:
Создание мини-музеев разнообразной тематики, с учетом рекомендаций основной примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Создание комплексной системы работы с детьми в каждой возрастной группе, включая разнообразные формы: экскурсии, беседы, игры и пр. (перспективные планы работы)
Подбор экспонатов для музеев с учетом их культурной ценности, значимости и необходимости для развития потенциала ребенка, для формирования духовных основ личности, для реализации потребности в новой информации и приобретение навыков музейной коммуникации (общения), познавательного характера.
Реализация поставленных задач возможна при соблюдении следующих условий:
Наличие в ДОУ эстетического центра, библиотеки искусствоведческой, методической и познавательной литературы, художественного фонда и пр.
Организация сотрудничества с разнообразными музеями города, а именно с Краеведческим музеем (разнообразная тематика коллекций), с музеем Народного образования (культура народов Поволжья) и пр.
Организация тесного сотрудничества с семьями воспитанников в подборе экспонатов для музеев, организации тематических выставок и коллекций.
Предлагаем формы работы с музеем народного творчества по реализации проекта «Народные промыслы» в подготовительной к школе группе.
Проект “Народные промыслы”.
Проблема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественными региональными ремеслами.
Цели:
1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта, его самореализации и рефлексии.
а) через проживание “ситуации успеха”, т.е. в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада.
2. Развивать у детей осознание значимости коллективной работы для получения результата, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, делать выводы):
а) через погружение в культуру родного края;
б) через организацию художественной мастерской;
в) через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1.Формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения культурных ценностей “малой” Родины.
2. Углубление интереса детей к осознанию культуры своего края как духовного, эстетического, этического комплекса, сопрягающего в себе региональное и общечеловеческое.
3.Развитие у детей осознания собственной творческой индивидуальности и стремления проявить ее в разнообразной созидательной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями.
Предварительная работа:
- знакомство с традициями и культурой русского народа.
- создание мини-музея «Русская изба»
- создание в группе “уголка погружения в культуру родного края”.
- организация художественной мастерской.
- обогащение уголка изобразительной деятельности.
- сбор иллюстративного материала.
- изготовление дидактического обеспечения.
Тема: История русского народного костюма.
Цель: 1. Дать детям представление о русском народном костюме, о защитной функции одежды от неблагоприятных воздействий.
2. Обогатить речь детей пословицами и поговорками.
3. Пробудить интерес к русской национальной одежде, желание участвовать в изготовлении русского народного костюма.
Задачи: 1. Познакомить детей с костюмами разных губерний России на примере трёх областей: север России, юг России, Симбирская губерния.
2. Познакомить с основными элементами народного костюма.
3. Ввести в активный словарь детей названия элементов народного костюма: сарафан, кокошник, сорока, понёва, навершник и т.д.
4. Научить детей находить сходства и различия в разных народных костюмах (костюм севера России, костюм юга России и симбирский костюм).
Этапы:
1. Рассказ детям о разнообразии русского костюма.
2. Беседа с детьми «Русский народный костюм».
3. Игровое занятие.
4. Музыкально-литературная композиция «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.
Здравствуйте ребята. Вы находитесь в музее Народного Образования. На данный момент здесь представлена экспозиция, посвященная истории народного костюма. Сегодня мы отправляемся в путешествие по старине и поговорим о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена.
Какой же была тогда одежда? Наши предки считали, что одежда должна быть свободной, удобной для любых движений, для труда.
Основой мужской и женской одежды была рубаха, сшитая из прямых полотнищ. Само слово руба происходит от того же корня, что и слово рубить, подрубать. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застёгивался на пуговицу. Длина рубахи, которая заправлялась в штаны или носилась навыпуск, доходила у мужчин до середины колен, а иногда и ниже.
У женщин рубаха мягкими складками спадала до пят. В старину верили, что через все проёмы, отверстия одежды могли проникнуть к человеку всевозможные «злыдни». Поэтому женщины старательно покрывали узором ворот, оплечья, манжеты и подол рубахи. Они вышивали круги – символ солнца, квадраты – символ силы, дерево – источник жизни. Рождающийся из крестов и стежков орнамент – оберег должен был защитить владельца рубахи от злых сил и призвать на помощь силы добра.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На Севере широко использовали речной жемчуг и рублёный перламутр. Деревенские рукодельницы так готовили нарядную рубаху: рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. В Олонецкой губернии (Север России) бытовала нарядная плакальная рубаха с очень длинными и узкими рукавами.
Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан.
Сначала сарафан был только мужской одеждой, а позже хорошо знакомый нам сарафан – платье без рукавов стали носить и женщины. Позже появился распашной сарафан, который застёгивался на ажурные металлические пуговицы. Он получил название клинник, так как состоял из большого количества клиньев. На сарафан одевалась нагрудная одежда, заложенная трубчатыми складками на спине, - «епанечка». Сшитая из красного бархата, она была сплошь расцвечена золотосеребряным шитьём.
В ансамбле женского костюма большое значение имел головной убор и пояс. На Руси существовал обычай: девичий убор и прическа должны отличаться от головного убора замужней женщины. Незамужняя девушка могла носить волосы распущенными или заплетёнными в одну косу, а замужняя женщина заплетает волосы в две косы и не должна показываться с непокрытой головой. Девичий головной убор был в виде твёрдого или мягкого обруча, а также в виде повязки и «венца».
Наиболее распространённый вид русского праздничного головного убора – «кокошник». Он украшался речным жемчугом, золотосеребряным шитьём, цветной фольгой, гранёными стразами. Кокошники замужних женщин, вышитые золотом, чаще украшались растительным узором.
Формы кокошников также разнообразны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками.
Свадебные и праздничные головные узоры покрывали платками.
Другой наряд – понёвный комплекс одежды состоит из рубахи, понёвы, передника – «запоны», навершника и головного убора – «сорока».
Главная отличительная черта покроя южнорусской рубахи – косой полик, трапециевидная вставка на плече. Крестьянки южных областей любили украшать рубаху тканевыми узорами, покрывая ими сплошь целые рукава.
Понёва – основная часть южнорусского комплекса, набедренная одежда, надеваемая на рубаху, - шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины. Фон клетчатой ткани для понёвы был синим, чёрным, реже красным. Белые, зелёные, красные, жёлтые нити членили поле квадратными клетками.
Главным образом понёва была одеждой замужних женщин.
Поверх рубахи с понёвой надевался передник – запона. Запоны украшались красноузорным ткачеством и вышивкой строчевым швом, также были передники с пышной оборкой по краю.
Одеждой замужних женщин был также нагрудник или навершник – верхняя глухая или распашная одежда из шерстяной ткани. Нагрудник встречался в Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерниях. Характерным отличием нагрудника были широкие узорные полосы с яркими по цвету геометрическими мотивами, вышитыми по нижнему краю и концам рукавов.
Типичный головной убор южных губерний России – «сорока». «Сороку» шили из красной ткани (кумач) с бисерной позатыльней. Учёные полагают что «сорока» предшествовала появлению кокошника, и что кокошник возник в результате слияния твёрдой основы «кички» и мягкого верха – «сороки» в единый головной убор. В названиях и «сороки» и «кокошника» заложен образ птицы. Среди деталей «сороки» есть «крылья» и «хвост», а в орнаментальных мотивах вышивки и кокошника, и «сороки» часто встречаются изображения птиц. «Сорока» была головным убором замужней женщины.
Каждому региону России соответствовала своя цветовая окраска костюма. Цвет имел символическое значение: красный цвет, характерный для южнорусского костюма символизировал солнце, огонь. Цвет красивый – отсюда и корень крас; зелёный цвет – цвет молодости, жизни; чёрный цвет – цвет земли, плодородия.
Для сарафана нашей Симбирской губернии характерен был синий цвет: цвет воды, цвет реки Волги, на которой был расположен наш город Симбирск. Из голубой ткани шили не только сарафан, но и рубаху, и «епанечку», одеваемую на сарафан. Костюм украшался речным жемчугом, перламутром, был расшит золотосеребряными нитями.
Деревенские парни и девушки до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.
Рубахи, как и в других областях России. Сплошь украшали вышивкой: рукава, плечи, ворот, а также подол расшивали красными нитками.
Кокошники в виде месяца или солнца были связаны со световой семантикой и защищали весь костюм, так же как и световые символы защищали дом.
Итак, русские народные костюмы разнообразны: в каждом районе России они имеют свои характерные особенности, Присущие своему региону.
Беседа « Русский народный костюм».
Цель:
1. Выявить и закрепить знания детей о костюме.
2. Упражнять в различении народных костюмов в разных областях России.
Ход:
Здравствуйте, ребята. Мы рады снова приветствовать вас в музее Народного Образования. Совсем немного прошло со дня нашей первой встречи, и я хотела бы узнать, что вы запомнили. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?» Располагайтесь поудобнее, начинаем. Слушайте внимательно вопросы, за каждый верный вариант ответа вы получаете один балл.
1. Ребята, что вы узнали о народном костюме?
2. Из каких частей состоит костюм?
3. Дети, что это за костюм (воспитатель показывает рисунок северного костюма)? А это? (показывает Симбирский костюм). Как вы узнали?
(Северный костюм состоит из сарафана – клиника, в Симбирском костюме сарафан сшит из ткани синего цвета)
Дети, как называют северный костюм? (сарафанный комплекс)
Почему? (потому что он состоит из рубахи и сарафана)
Как называют южнорусский костюм? (понёвный комплекс)
Почему? (потому что главная отличительная особенность этого костюма понёва, одеваемая на рубаху).
6. Дети, а ещё из каких частей, кроме понёвы состоит южнорусский костюм?
все знают, что это такое? Кто не знает? Давайте, вместе объясним.
Понёва – это такая юбка, сшитая из нескольких лоскутов, которая одевалась поверх рубахи.
Домотканина – это ткань, которую ткали девушки сами у себя дома.
10. Дети, какой костюм вам понравился больше всего? Почему?
В конце подсчитываются баллы, объявляются победители. Детям предлагается симбирская народная игра «Пора бабушка в пир».
Играющие образуют круг. В середине круга становится бабушка с завязанными глазами. Кто - нибудь из стоящих в кругу говорит:
- Бабушка, бабушка пора в пир.
- Не в чем.
- В рогоже.
- Негоже.
- В лукошке.
- Покато.
- На крылышках полетай.
При последних словах бабушка, кружа и махая руками, как птица, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, стареется узнать его.
Игровое занятие в музее.
Цель:
1. Обобщить и закрепить полученные у детей знания о народном костюме.
2. Закрепить умение применять знания в практической деятельности по выполнению аппликации.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости Настенька из сказки «Аленький цветочек». Её злые сёстры из зависти украли её костюм. Настенька не может без своего костюма. Давайте поможем ей найти костюм нашего края: костюм Симбирской губернии. Но где мы можем найти такой костюм: его носили давным-давно наши бабушки и прабабушки. Дети, вы как думаете, где можно увидеть такой костюм.
Дети: В музее.
Воспитатель: Правильно, давайте перенесёмся в музей.
В музее встречает работник музея в народном костюме.
Дети, посмотрите, какой у меня костюм. А какие вы знаете пословицы, поговорки и загадки про русский костюм.
1. Какова пряха, такова и на ней рубаха.
2. По платью встречают, по уму провожают.
3. Береги платье снову, а честь смолоду.
4. Всяк портной на свой раскрой.
5. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.
6. Не поносишь старого – не носить и нового.
7. Красная птица на голову садится, от холода согревает, всех злыдней отгоняет. («Сорока»)
8. У бедного шуба на рыбьем меху.
Молодцы дети, много знаете пословиц и поговорок.
Посмотрите сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии. Давайте поиграем в игру.
Воспитатель показывает рисунки с разными костюмами (северорусский костюм, южнорусский костюм, Симбирский костюм).
- Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь.
№1. Северорусский костюм девушки.
Что это?
- сарафан-клинник
- мягкая повязка
№2. Праздничный Симбирский костюм.
- синий сарафан
- кокошник-полумесяц
№3. Южнорусский костюм девушки.
- рубаха, расшитая красной вышивкой
№4. Северорусский костюм замужней женщины.
- рубаха
- сарафан-клинник
- епанечка
- кокошник с шишками
№5. Южнорусский костюм замужней женщины.
- понёва
- рубаха
- нагрудник
- «сорока»
№6. Симбирский костюм девушки.
- рубаха, расшитая вышивкой
- повязка-обруч
(дети показывают части костюма)
- Расшитая рубаха, синий сарафан и кокошник
Молодцы! Вот мы и нашли Симбирский костюм. Давайте же изготовим его для Настеньки. Раздаётся материал для занятия аппликацией: рубаха, сарафан, кокошник и узоры, вышивки для украшения костюма.
Дети изготовляют костюм.
Воспитатель: Узоры, которыми мы украсили костюм, имеют защитную функцию: они защищают костюм и его владельца.
Вот какие красивые костюмы мы сделали для Настеньки.
Настенька: Большое спасибо, дети, что помогли мне. Этот костюм я не потеряю: ведь он волшебный, проникнут защитной силой.
Игра «кружева».
Дети, вот вы увидели очень много ярких, красочных костюмов. Как вы думаете, кому принадлежит заслуга в их яркости? Как их изготовляли?
Дети: портной, ткач, швея.
Вот знаете у челнока очень быстрые и ловкие руки. Но даже у него иногда челнок убегал. Давайте поиграем в игру «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих: один – «челнок», другой – «ткач». Остальные встают парами, образуя круг или полукруг.
Пары берут друг друга за руки, и образуют «ворота». «Челнок» встаёт у второй пары, а «ткач» - у первой. «Челнок» по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» его догоняет, прежде чем он добежит до конца полукруга, то становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Игровое занятие в музее.
Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.
Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.
Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).
1. Придумайте названия своим командам.
2.Закончите пословицы и поговорки:
1.Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2. По платью встречают, ……по уму провожают.
3. Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4.Не поносишь старого –…….. не носить и нового.
5. Всяк портной на свой …….раскрой.
6. Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.
Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?
3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами – северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.
4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.
5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг – символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)
Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево – символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?
Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру «Дедушка-рожок». Из играющих выбирается дедушка-рожок. Ему отводится дом. Затем остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на две противоположные стороны, по бокам дома дедушки, на расстоянии 5-10 саженей. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая этим свой дом. Свободное пространство между домами называется полем. Когда для игры всё готово, дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто,- отвечают играющие и вместе с тем перебегают из одного дома в другой через поле, подразнивая при этом дедушку: «Дедушка – рожок, на печи дыру прожёг».
Дедушка – рожок ловит перебегающих и пойманных отводит в свой дом. Перебежчики могут выручить пойманных: пока дед занят ловлей одного из бегущих, один подбегает к его дому и дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается вырученным и может снова присоединиться для игры к своей группе. Когда дед переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает прежде других пойманный.
Музыкально - литературная композиция “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан”.
Ход: Убранство деревенской избы: столы, ширма за которой сидит Аннушка, на ширме висит вышитое полотенце.
Выходит взрослый.
Чем дальше в будущее смотрим
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Симбирск-отец! Тебе хвала!
В веках увидел ты немало,
Когда б ты говорить умел,
То нам поведал бы сначала…
Какие замечательные строки!...вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в нашем родном крае в старину как одевались какие песни пели в какие игры играли. В народном календаре крестьян Симбирской губернии, как и во всей России, конец осени, зима – самое богатое праздниками время года: урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Как вы думаете? (ответы детей)
- Да, играли свадьбы, устраивали посиделки, праздновали Рождество, Новый год. Вечерами в избах сидели парни да девчата собирались на посиделках. Вот и мы с вами заглянем на огонек…
(Звучит русская народная мелодия «При долинушке». Занавес открывается. Хозяйка дома готовиться к приему гостей – прибирается).
Хозяйка:
Зимний день – короток он, насчитаю сто ворон,
То носочек повяжу, то немного допряду.
Надо мне гостей позвать вечерок здесь скоротать.
Эй! Девчонки-девчушки, веселушки, хохотушки.
Эй, мальчишки-молодцы, озорные удальцы!
Приходите в гости к нам, очень рады будем вам!
Под пение песни «Земляничка-ягодка» р.н.п. входят артисты, приносят в корзине угощение.
Гости: Здравствуй хозяюшка! (поклон)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребёнок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
Хозяйка: Ой, ребята, молодцы как подарки хороши: пирожки, и калачи, прямо только из печи. Аннушка, доченька! Просыпайся! Уж белый день на дворе, полна горница гостей!
Что-то Аннушка не встает. Вставай, доченька умывайся, вытрись полотенчиком вышитым, весь сон рукой снимет (снимает с ширмы полотенце). Узор то на нём не простой. Гостьюшки дорогие, а для чего люди вышивали узор на полотенцах?
- Правильно, узор на полотенце обережный. Такое полотенце хорошо бы иметь в каждом доме: ослепительно белое, вышитое по краям яркими нитками. Узор как бы желал всего хорошего хозяину полотенца, оберегал его. Такое полотенце нужно повесить на видное место, и оно принесёт в дом счастье лад уют доброту. Когда сильное горе приключилось, вымойте лицо родниковой водой и утрите концом полотенца. Болеет, кто дома – утрите его, и хворь начнет отступать. Младенца в дом внесли – вытрите ему глазки белой белынью, чтоб смотрел на мир по доброму, чтоб любил своё Отечество и сердцем и душою…Оделась, Аннушка? ( Из-за занавеса выходит одетая в праздничный костюм Аннушка).
Хозяйка: Хороша ты Аннушка! А в наряде нашем симбирском ещё краше кажешься. Поздоровайся, доченька с гостями.
Аннушка: Здравствуйте, гости дорогие.
Хозяйка: Гостей-то приветить надо. Ну-ка поднеси им кваску нашего пенного. Да с поклонам доченька, кланяйся пониже, проси усерднее.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие. Пока вас Аннушка кваском потчует, я вас загадками развлеку.
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомого я встречу, запляшу и привечу. (Шапка)
Хозяйка: Вот так-то добрые молодцы не забывайте, что шапка служит не только для того, чтобы голова не мерзла, но и для того чтобы знакомых почтительно приветствовать. А в помещении и вовсе ей на голове не место.
Гостья: Вот в давние времена соберутся, бывало, парни да девушки на вечерку, смеются, песни поют да хороводы водят.
«Все мы песни перепели» - р.н. песня.
Хозяйка: Девицы то наши одна другой краше, как цветы в поле яркие да нарядные. Как вы думаете гости дорогие, что такое сарафан?
Ребенок: Сарафан – это старинная народная одежда.
Гостья 1: Это не совсем так. Одеждой, которую носил простой народ, сарафан стал два столетия назад в 18 веке, а появился сарафан в России гораздо раньше, но носили его только богатые женщины.
Гостья 2: До появления сарафана главной одеждой была русская рубаха. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Вот посмотрите, как выглядела рубаха. ( Под р.н.п. «Я в садочке была» девочка в рубахе проходит по залу).
Гостья 3: Для того чтобы уберечь себя от злых сил рубахи шили длинные ниже колена с закрытым воротом с рукавами до запястья.
Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшались – только швы и края обшивали красной нитью. Ребята, а как вы думаете, зачем обшивали красной нитью швы и края рубахи?
Ребёнок: Красной нитью обшивали рубаху, чтобы оберегаться от злых сил.
Гостья 3: Правильно, вышивка служила оберегом от злых сил.
Гостья 4: Особенно красочно украшались праздничные рубахи, поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с богом, то рубаха тоже как бы участвовала в этом разговоре, на ней языком орнамента были записаны просьбы и желания человека. Дети, а скажите, что мы называем орнаментом.
Ребёнок: Орнамент – это ритмичное повторение одних и тех же элементов.
Гостья 1: Чем же отличается узор от орнамента.
Ребёнок: В узоре нет повторяющихся в определенном порядке элементов, одинаковых по форме, величине, цвету.
Гостья 5: Сарафан пришел на Русь вместе с православной религией из Византии. Сначала сарафан был одеждой для женщин из богатых семей. Шились они из дорогих заморских тканей: шёлка, бархата, парчи, украшались вышивкой и драгоценными камнями.
Гостья 6: В царствование Петра1 в России появляются фабрики, на которых ткали шёлковые ткани. Но богатые знатные люди не спешили покупать ткани на своих отечественных фабриках. Они продолжали покупать материал за границей.
Гостья 2: Наши шелкоткацкие фабрики могли разориться. Дочь Петра1, вступившая к тому времени на престол, императрица Екатерина, разрешила населению России носить «старобоярскую» одежду, в том числе сарафан. Только шить их следовало из тканей, выпущенных российскими фабриками. Так и у нас в Симбирске сарафан пришел в народ и стал любимым женским нарядом.
Танец «Красный сарафан».
Хозяйка: Спасибо вам девицы за интересный рассказ и прекрасный танец. Как вы думаете, какой фасон сарафана был особенно любим женщинами нашей Симбирской губернии.
Ребёнок: в те давние времена симбирянки чаще носили косоклинные сарафаны.
Хозяйка: Правильно. Давайте хорошенько рассмотрим косоклинный сарафан. Аннушка пройдись по горнице, покажи свой сарафан.
А в более позднее время появился у нас в Симбирском крае и другой фасон сарафана, не подскажите ребята какой?
Ребёнок: Это был прямой московский сарафан с пояском.
Хозяйка: Правильно. Давайте хорошенько рассмотрим прямой московский сарафан с пояском. Принадлежностью женской одежды повсеместно был передник. Кто из вас ребята вспомнит, как называли передник в разных селах нашей губернии?
Дети: фартук, запон, занавеска.
«Дедушка рожок».
Правильно. Сейчас мы с вами рассмотрим разные варианты фартуков: подгрудный, передник с грудкой, передник до талии. (Демонстрация фартуков). Много интересного мы с вами, уважаемые гости вспомнили. Только что-то вы приуныли да призадумались. Не пора ли нам поиграть? А играть мы будем в игру симбирскую «Дедушка рожок».
Считалка: Не пора ли нам ребята жребий метати,
Новый жребий таловый, белоталовый,
Кому вытянется, тому станется.
Игра «Дедушка рожок».
Хозяйка: Коль речь у нас идет о русской одежде, давайте загадки про одежду вспомним. (Дети загадывают загадки зрителям). Открывается дверь, входит Иванушка.
-Доброго здоровья вам, люди добрые! Шёл я мимо, слышу – тут загадки отгадывают. Попробуйте и мою отгадать – «Потайная кладовая со всякой обновой: тут спички, и табак и медный пятак. Что это?» Карман.
Хозяйка: Рады видеть тебя, Иванушка! Да какой ты нарядный. И сапоги на тебе всмятку!
Иванушка: Гости, поди, и не знают, что это за обувь такая. А это обыкновенные сапоги, только с голенищами – гармошками. Чтобы сделать такую гармошку особым образом мяли кожу – вот и получали сапоги всмятку.
Хозяйка: Пора тебе, Иванушка сапоги свои в деле показать. (Частушки).
Хозяйка: Ай-да, молодец! Да и мы носом в грязь не ударили. Проходи гость дорогой, садись, где нравится.